Минные поля, неразорвавшиеся боеприпасы и самодельные взрывные устройства считаются главной проблемой любой постконфликтной территории. Отдельная проблема - большое количество неразорвавшихся или оставленных в боевой обстановке артиллерийских снарядов. Помимо спасения человеческих жизней разминирование преследует цель содействия развитию экономики и сельского хозяйства страны, повышению благосостояния населения.
Мировое сообщество закрывает глаза на минирование территорий Азербайджана, тогда как с каждым днем от подрывов мин погибают и получают ранения люди, говорится в заявлении неправительственных организаций, работающих с проблемой минной опасности в Азербайджане.
При взрывах мин на территориях, перешедших под контроль Азербайджана после карабахской войны 2020 года, регулярно гибнут и получают травмы как военнослужащие, так и мирные жители. Так, 30 сентября жители Азербайджана Амид Асадов и Черкез Гулузаде получили смертельные травмы, подорвавшись на мине в Физулинском районе, сообщила Генпрокуратура страны. 1 октября двое жителей Тертерского района подорвались на мине, им ампутировали ноги, а 2 октября при взрыве мины получил ранения рабочий.
В заявлении представители НПО обвинили армян в том, что они продолжают минировать территории Азербайджана. "С этой провокацией связана одна из причин боев на азербайджано-армянской границе 12-13 сентября. В ходе осмотра этих территорий было обнаружено, что армяне снова закопали тысячи мин", - говорится в заявлении.
По их мнению, мировое сообщество "закрывает глаза на минирование" территорий Азербайджана и "хранит молчание". "Как организации гражданского общества, мы является свидетелями пренебрежительного отношения международных организаций и доноров к минной проблеме нашей страны. Мы обращаемся к ООН и ее агентствам, международным организациям <...> и призываем их поддержать решение глобальной минной проблемы в Азербайджане", - заявили правозащитники.
В свою очередь, МИД Азербайджана заявило, что мины, установленные Арменией, сегодня представляют собой серьезную угрозу для жизни людей в регионе.
"С ноября 2020 года по настоящее время жертвами мин стали до 250 человек, в основном гражданские лица. Тот факт, что мины, обнаруженные на территории Азербайджана, были произведены в Армении в 2021 году, является доказательством того, что Армения продолжает свои военные преступления против азербайджанцев, все еще не передавая Азербайджану карты минных полей, а с другой стороны, закапывая новые мины. Правительство Армении до сих пор не предприняло никаких практических мер для предотвращения совершенных военных преступлений или привлечения к ответственности соответствующих лиц за совершенные преступления. Мы требуем от Армении выполнения своих международных обязательств и привлечения к ответственности перед законом лиц, виновных в многочисленных военных преступлениях», - говорится в заявлении.
Faktyoxla Lab попыталось выяснить, насколько оправданы заявления азербайджанской стороны.
Начнем с того, что Азербайджан, к примеру, предлагает создать Глобальный целевой фонд по борьбе с минной угрозой. Об этом заявил помощник президента - завотделом внешней политики администрации президента Хикмет Гаджиев.
"Минная проблема является одной из самых актуальных для Азербайджана. Сегодня освобожденные земли Азербайджана - одна из самых загрязненных минами территорий в мире", - сказал Гаджиев, выступая в Баку международной конференции "Гуманитарная деятельность по разминированию и цели устойчивого развития" в начале апреля этого года.
То есть проблема для Азербайджана актуальная по многим направлениям.
Дело в том, что армянская сторона широко применяли и, как видно, применяет минирование территории Азербайджана. Коварные свойства этого вида оружия, массовость и неразборчивость в его применении со стороны армян, казалось бы, должны были снискать им недобрую славу по всему миру. Но как видим этого не происходит.
Во-вторых, о минной проблемы впервые заговорили на международном симпозиуме в г. Монтре (Швейцария), созванном по инициативе Международного Комитета Красного Креста (МККК) 21–23 апреля 1993 года. На этом симпозиуме обсуждались различные аспекты применения мин, прежде всего противопехотных, как самых опасных для гражданского населения (медицинские, правовые, гуманитарные и т.п.). На следующем симпозиуме, созванном в Женеве 10–12 января 1994 года, опять же по инициативе МККК, главное внимание уделялось военной проблематике применения противопехотных мин (ППМ), мерам контроля за их применением, а также альтернативным системам, которые могли бы заменить ППМ. Ставилась цель выработки общих взглядов международных экспертов на минную проблему и подготовки материалов для намеченного в феврале 1994 года заседания рабочей группы по пересмотру Женевской конвенции 1980 года. В ходе этих двух симпозиумов международные эксперты особое внимание уделяли именно гуманитарной составляющей минной проблемы.
Гуманитарная составляющая минной проблемы заключается в том, что установленные мины поражают не только комбатантов непосредственно на поле боя, но и представляют большую угрозу для гражданского населения.
Многочисленные потери гражданского населения на минах, особенно на ППМ, массовые увечья и страдания миллионов взрослых людей и особенно детей, ограниченные возможности международного сообщества по оказанию им необходимой помощи и по разминированию установленных мин противопоставляют военным аспектам минной проблемы ее гуманитарную составляющую, важность которой подтверждается двумя международно-правовыми документами:
– Женевской конвенцией 1980 года с ее Протоколом II (с поправками, внесенными 3 мая 1996 года) и Протоколом V «О взрывоопасных пережитках войны» – 2003 год;
– Оттавским договором (1997), к которому в качестве приложения принята «Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи ППМ и об их уничтожении» (далее – Оттавская конвенция 1997 года).
Несмотря на то что Оттавскую конвенцию приняли более 160 государств, она не носит универсального характера, поскольку к ней не присоединились основные страны – производители мин и обладатели их запасов (США, Россия, Китай, Индия, Пакистан, Израиль и др.). Кстати, из 192 стран–членов Организации Объединенных Наций Армения и Азербайджан входят в число 33 стран, которые не подписали и не присоединились к Оттавской Конвенции, которая вступила в силу в 1999 году.
А принятие 3 мая 1996 года в Женеве Протокола II с поправками не привело к разрешению минной проблемы, хотя стало очень важным и своевременным шагом в этом направлении. Делегации многих государств были удовлетворены результатами переговоров и принятыми документами. К сожалению, выразили недовольство Протоколом II ряд западных и развивающихся стран. Выразил свое неудовлетворение результатами и тогдашний генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали. В своем послании участникам Конференции он отметил, что пересмотренный Протокол не отражает в полной мере интересов международного сообщества. «Он разочаровывает нас». Мы не договорились о механизмах проверок, о запрещении поставок мин. Говоря об «умных» минах, мы забываем о том, что все они антигуманны. И как резюме: «все мины должны быть ликвидированы сейчас». Но, с тех ничего не было предпринято в реальности и проблема остается.
В-третьих, Армения передавала Азербайджану карту минных полей. Но предварительное ознакомление дает основание утверждать, что переданные армянской стороной Баку карты минных полей - не точные, они не вызывают доверия. Как объяснили в ANAMA обычно формуляр заминированного участка включает его координаты, виды использованных мин, их количество, сведения по размещению и маскировке мин. Однако представленные формуляры после предварительного ознакомления оказались непригодными и неточными.
Но дело в том, что передача Азербайджану карт минных полей в Карабахе и Восточном Зангезуре являлось не гуманитарным жестом со стороны Армении, а ее международным обязательством после подписания трехстороннего заявления в ноябре 2020 года.
Как заявила начальник пресс-службы МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева Азербайджан после освобождения своих земель и после подписания трехстороннего заявления (лидеров Азербайджана, Армении России от 10 ноября 2020 года) поднял перед мировой общественностью вопрос о необходимости оказания давления на Ереван с целью предоставить Баку карты минных полей, армянская сторона сначала вообще отрицала существование таких карт.
По ее словам, затем, столкнувшись с позицией международного сообщества в этом вопросе, Армения по частям предоставила Азербайджану карты минных полей, но их точность составила всего 25%. «В целом, неправильно представлять передачу Арменией минных карт как гуманитарный жест, так как это было международным обязательством Армении после подписания трехстороннего заявления», - подчеркнула Абдуллаева.
Так почему же Армения отказывается предоставить карты минных полей? Ведь именно этого требуют и международные законы, и соглашения о прекращении боевых действий.
Сначала в Ереване говорили о том, что за все время конфликта азербайджанская сторона ни разу не выступала с предложениями о сотрудничестве в вопросах разминирования. Кроме того, они заявляли, что требуя предоставить карты минных полей, Азербайджан якобы выдвигает ложную повестку дня, чтобы отвлечь внимание мирового сообщества от других существующих проблем.
Но, среди погибших и раненных – в основном мирные жители, пытающиеся наладить свой быт в родных местах, военные Азербайджанской армии, саперы ведущие разминирование, российские миротворцы и армяне, живущие в Карабахе. Смертельная опасность, которая таится в земле – в равной степени грозит всем. Это реально существующая огромная, кровоточащая проблема. Армения должна учитывать, что отказ передать карты минных полей является нарушением международных конвенций и международного права, и согласно нормам международного права, Азербайджан может потребовать от Армении не только выдать карты минных полей, но затем и потребовать оплатить все работы по разминированию освобожденных территорий. Кроме того, родственники погибших и пострадавших от мин людей, могут обратиться с исками в международные суды, требуя выплат компенсации.
А что если карт минных полей у Армении нет? В эту версию с трудом верится, поскольку армянские военные, закладывая мины, не собирались никуда уходить. И, стало быть, должны были обязательно иметь карты минных полей хотя бы для того, чтобы самим на них не подорваться. С другой стороны, общепринятая практика при создании минных полей, – обязательно составить и сохранить один экземпляр карты в подразделении, находящемся непосредственно на заминированной местности, а копии передать в вышестоящие штабы. Так что, такие карты существуют.
Предоставление карты минных полей - важнейшая гуманитарная задача, выполнение которой спасет десятки, а быть может, и сотни жизней и покалеченных судеб. Она не только обеспечит безопасность мирных жителей, но и откроет путь к региональному развитию и сотрудничеству, к восстановлению экономических связей. Но пока в Армении этого не понимают или не хотят понять.