«После последнего «расследования» Проекта по расследованию организованной преступности и коррупции (OCCRP), которое было полно предвзятых и полностью фальсифицированных информаций об Азербайджане, этот проект окончательно раскрыл свою позицию по отношению к Азербайджану.»

Несмотря на то, что неоднократно давались ответы в СМИ на статьи этой организации, украшенные такими терминами, как «коррупция», «отмывание денег» и другими ложными обвинениями, касающимися отсутствия аргументов и оснований, до сих пор не было проведено глубокого исследования причин создания OCCRP, его разрушительной и шантажирующей деятельности и, в целом, его истинных целей.

Причины возникновения проектов мега-утечек.

Одним из самых популярных книг, написанных об истории и будущем утечек информации от анонимных источников, является книга «Эта машина убивает секреты» (This Machine Kills Secrets). В ней отмечается, что проект мега-утечек WikiLeaks Джулиана Ассанжа стал сигналом начала эры огромных информационных утечек (mega-leaks), связанных с политическим руководством США, армией, военно-промышленным комплексом, войной в Ираке и так далее, благодаря публикации (утечке) компрометирующих файлов и секретных документов, ставших доступными широкой общественности.

Отмечается, что карьера хакера Джулиана Ассанжа, превращение его в фигуру, потрясшую мир, шокировавшую американских чиновников и спецслужбы, его арест, а также его подъем как политика и диссидента-журналиста, вместе с этим помогли США не только подготовить серьезные планы в этом направлении, но и адекватно оценить проект «WikiLeaks», который нанес огромный ущерб государственному престижу страны. Именно после этой утечки в США осознали возможность создания новых информационных проектов-утечек в аналогичном формате, которые могли бы быть использованы как геополитическое средство давления на мир. Они поняли, что, как в случае с «WikiLeaks», можно бороться с теми, кто нацеливается на США с использованием технологий крупных утечек, взломов (hacking), наблюдения (surveillance) и других, а также противодействовать все более мощным возможностям IT-гигантов, создавая проекты, аналогичные этому.

В книге отмечается, что после скандала с «WikiLeaks» в США технологические миллиардеры, политическое руководство Вашингтона, Центральное разведывательное управление (ЦРУ), крупные медиа-сети, находящиеся под их влиянием, а также лаборатории, работающие в области кибербезопасности, слежки и хакерских технологий, смогли наладить сотрудничество.

С этой целью было решено создать новый скандал, не независимый как Джулиан Ассанж, а поддерживаемый и направляемый государством, и протестировать его в рамках «дела Эдварда Сноудена». Создалось впечатление, что сотрудник Агентства Национальной Безопасности (NSA) Э. Сноуден обнародовал файлы, принадлежащие учреждению, в котором он работал, из-за личного убеждения и протеста. Тем самым был послан сигнал общественности: «Спецслужбы США следят за гражданами». Ведь здесь никакой необычной, сенсационной информации нет. Нет никого, кто бы этого не знал. Аналитики даже с сарказмом писали, что Сноуден пожертвовал работой в престижном месте с зарплатой в 200 тысяч долларов в год, дорогим домом и знакомыми, чтобы сказать: «...государство следит за нами». Странно то, что в шоу «Дело Сноудена» общественность шокировало не только раскрытие всем известного сообщения, но и несоответствия в биографии вымышленного предателя, что также указывало на примитивность подготовки проекта. Например, оказывается, что Сноуден не только не работала в Национальном Агентстве Безопасности, но и вовсе не служила в армии США.

Эксперты придерживались мнения, что на самом деле руководство США тестировало свою новую информационную геополитику в формате скандалов типа «WikiLeaks», и основной целью было, наконец, затмить «WikiLeaks», который нанес мощный удар по репутации Америки, и заставить забыть о Джулиане Ассанже, которого преследовали и пытались арестовать. Независимый журналист Джулиан Ассанж с проектом «WikiLeaks» заставил западные страны, в первую очередь США, понести значительные потери в репутации из-за утечек строго секретной информации о политической коррупции, военных преступлениях США, дипломатических секретах и шпионских скандалах. Это создало потребность в новых каналах информационных войн.

Для этой цели следовало создать соответствующую медиаплатформу для «получения» и распространения информации, слитой Э. Сноуденом, чтобы процесс превратился в устойчивую традицию и общественность периодически ожидала «утечку» новых документов. В различных странах богатые люди, политики, парламентарии, бизнесмены должны были бы находиться под постоянным «страхом», а, используя нацеленные на них «орудия», создавать новые механизмы давления.

После того, как крупные утечки (“mega leaks”) были опробованы на примере Э. Сноудена, США создали или изменили профиль нескольких НПО и инструментов давления, получивших название «проекты», с целью превратить этот проект в устойчивую традицию. Среди них самым важным был проект OCCRP, который уделял «особое» внимание Азербайджану в своей деятельности и был определен как основное «оружие». Другие два — ICIJ (International Consortium of Investigative Journalists и GIJN (Global Investigative Journalism Network) — использовались для создания видимости широкого охвата сети, с присоединением различных организаций, или для сокрытия крупных финансовых потоков (читай: отмывание денег ред.).

Это также подтверждают аналитики, отслеживающие процесс. Они считают, что разница между расследовательной сетью, раскрывающей «документы Пандоры», и WikiLeaks заключается в том, что первая была создана независимым образом правительством США, а вторая — самим Дж. Ассанжем.

В результате, новая форма организации расследовательской журналистики на глобальном уровне превратилась в инструмент реализации технологии «смены режимов», не требующей значительных затрат, а также гибридной войны, являющейся синтезом мягкой и жесткой силы, которую использует США в мире. В этой сфере основными акторами являются с одной стороны Центральное разведывательное управление (ЦРУ), Государственный департамент США, USAID (Агентство США по международному развитию), NDI (Национальный демократический институт), NED (Фонд поддержки демократии), фонд Сороса, а с другой стороны — крупнейшие IT-компании, инвестиционные магнаты, мегадоноры и другие, что стало основой для их сотрудничества. Под риторикой «борьбы с коррупцией» вместо защиты «права человека» началась информационная война, включающая серию «оффшорных скандалов», взлом и присвоение личных данных, их утечка через определённые каналы, что привело к созданию хаоса в странах и запуску процессов свержения властей.

Хроника создания и деятельности сети журналистов-расследователей:

• В 1989 году был создан «Центр за честность в обществе» (Center for Public Integrity - CPI), ориентированный на внутренние расследования. (Директор: Чарльз Льюис).

• В 1997 году в рамках этого центра по инициативе Чарльза Льюиса была создана совместная платформа — «Международный консорциум журналистов-расследователей» (International Consortium of Investigative Journalists - ICIJ). С 2000-х годов руководство США полностью изменило профиль организации. (Директор: Джерард Райл (Gerard Ryle)).

• В 2003 году была создана аналогичная по названию и функциям «Глобальная сеть журналистов-расследователей» (Global Investigative Journalism Network - GIJN). (Директор: Брант Хьюстон).

• В 2004 году, одновременно, в качестве канала финансирования для всей глобальной сети была создана «Ассоциация развития журналистики» (The Journalism Development Network Inc. - JDN), а в 2006 году был основан подчинённый ей глобальный проект «Исследования организованной преступности и коррупции» (Organized Crime and Corruption Reporting Project - OCCRP).

• В октябре 2006 года в Исландии был основан проект Джулиана Ассанжа «WikiLeaks». Начали распространяться секретные материалы, связанные с политической коррупцией, военными преступлениями, дипломатическими секретами и шпионскими скандалами в странах Запада, в том числе в США.

• Западные страны, чтобы компенсировать потерю влияния и вывести скандал «WikiLeaks» на второй план, начали использование работы Эдварда Сноудена; был протестирован и активирован механизм создания «оффшорных скандалов» как части механизма информационной войны, включающего утечку и распространение данных.

• В ответ на «WikiLeaks» в 2006 году, одновременно с созданием OCCRP, государство США учредило «Центр помощи международным медиа» (The Center for International Media Assistance - CIMA) при «Национальном фонде в поддержку демократии». (National Endowment for Democracy). (Директор: Ник Бенеквиста).

• Начиная с 2015 года «оффшоры» и т.д. скандалы, связанные с утечками информации, стали постоянным инструментом геополитического давления.

Первоначально, в составе Фонда поддержки демократии США (NED) был создан «Центр помощи международным медиа» (Center for International Media Assistance - CIMA) в 2004 году.

Таким образом, как подразделение NED, CIMA было поручено распространять и финансировать расследовательскую журналистику по всему миру, а также отслеживать её развитие и представлять отчёты о финансовых расходах. Ежегодно разрабатываются рейтинги свободы СМИ и интернета по всему миру.

Обратим внимание на этот момент. Почти одновременно с созданием CIMA была основана «Сеть развития журналистики» (The Journalism Development Network - JDN), которую возглавил Эндрю Салливан. Эндрю Салливан, чье имя часто упоминается в этих проектах, прошел уникальный путь от инженера в области космических технологий до работы в компании «Boeing», а затем сменил профессию на комедийного актера, писателя историй и корреспондента в газетах. Рассмотрим схему карьерных достижений этого человека: инженер в области космический технологий — комедийный актер — стендап-комик —корреспондент — медиаразработчик — создатель сетей. Невозможно не заметить сомнительный момент в том, что человек с таким многогранным талантом был назначен руководителем проекта, который якобы может «изменить мировой порядок».

Мы ещё вернёмся к этому человеку, но сейчас самое важное, что следует сказать: организация под названием JDN, который выделяется своей предвзятостью против Азербайджана и выдвигает ложные обвинения — это сам «OCCRP». То есть в регистрационных документах «OCCRP» представлен как JDN.

Здесь создан настоящий информационный лабиринт, который исследователям сложно понять с первого взгляда. Например, в интернете невозможно найти ни названия организации «The Journalism Development Network», ни её официального сайта. Даже страница на LinkedIn пуста.

Объяснение очень простое: первый признак того, что существует глобальная сеть расследовательской журналистики, управляемая из одного центра и охватывающая всю планету, заключается в том, что все проекты, программы и организации, входящие в эту сеть, имеют одинаковых спонсоров, покровителей и финансовых источников. То есть цели одинаковые, а названия разные. В ходе расследования отчетливо просматривается одна линия: одни и те же «расследователи» представлены в управленческих советах и членстве всех этих организаций. У сети, создающей несколько организационных образов под разными названиями, на самом деле одно имя и одна идея: OCCRP. Суть заключается в том, что в сотрудничестве с разведывательными службами США информация, полученная незаконным путём — о коррупционных скандалах — поочередно передаётся то одной организации, то другой, и начинаются операции по информационной атаке. Это служит обману общественного мнения относительно сил и целей, стоящих за этими процессами. Таким образом, эти «манёвры» создают иллюзию того, что сеть является разнообразной, объективной и многочисленной, что позволяет извлекать значительные средства от финансовых доноров, скрывать источники информации, защищать инсайдеров-хакеров и в целом обеспечивать юридическую защиту «основных» организаций от преследования и других целей.

Другим важным моментом в механизме деятельности является тот факт, что «расследующие» хакеры, репортеры и т. д. привлекаются к сотрудничеству исключительно по принципу «противостояния своим государствам». Это однозначно доказывает, что эта деятельность не имеет отношения к независимой журналистике или принципам справедливости.

Американский журналист-расследователь Роберт Перри в одном из своих интервью признался, что основной целью OCCRP являются главы государств, чьи правительства не устраивают США, а также члены правительств и крупные компании. Данное заявление журналиста раскрывает основную причину создания этой организации и обеспечения её значительным финансовым и информационным потоком.

Вернемся к расследованию. Ещё раз повторим: организация «The Journalism Development Network», зарегистрированная в штате Мэриленд, США является основным финансистом организации «OCCRP», расположенной в Сараево, Босния и Герцеговина. Небольшое напоминание: хоть и написано, что OCCRP — это проект JDN, зарегистрированный в США и расположенный в Сараево, на самом деле официальная регистрация проекта-организации указана в Румынии.

В 2006 году проект «Расследования организованной преступности и коррупции» (OCCRP) был основан «журналистами» Эндрю Салливаном и Полом Раду. Это консорциум расследователей, СМИ и журналистов, работающий в Восточной Европе, Кавказе, Центральной Азии и Центральной Америке. OCCRP публикует свои материалы в местных СМИ в странах, где у нее есть представительства, а также на своем сайте на английском и русском языках.

Первая работа этой «команды» была посвящена расследованию, связанному с людьми, бизнесменами и трейдерами, занимающимися топливным бизнесом в Румынии. В представленном ими расследовании утверждалось, что трейдеры покупали топливо по ценам ниже производственных, а продавали его по завышенным ценам, в результате чего население вынуждено было платить более высокие комиссии. В 2007 году проект получает награду «Global Shining Light Award» («Глобальная премия яркого света») от «Global Investigative Journalism Network». Радо и Салливан понимают, что необходимо провести больше расследований, и благодаря «чудесному совпадению» получают грант от Фонда Демократии ООН, что позволяет им «учредить» OCCRP.

Зарегистрированное название OCCRP (Мэриленд 501 (c) 3) — «Сеть развития журналистики» (Journalism Development Network).

Адрес регистрации: Inc. 4401A Коннектикут Авеню NW 321, Вашингтон

Члены Консорциума:

Доноры:

Ссылаясь на отчеты организации за 2020-2023 годы, можно отметить, что основные доноры OCCRP это:

• USAID

• Феномен деструктивности - NED (Национальный фонд демократии)

• Открытое общество (фонды Джорджа Сороса)

Помимо них донорскими организациями являются:

 

• «Международный центр для журналистов» (ICFJ)

• «Google Ideas»

• «Knight Foundation»

• «Международный консорциум журналистов-расследователей» (ICIJ)

• Стокгольмская школа экономики,

• «InSight»

• ARIJ (Иордания)

 

Основные руководители:

Наша главная цель в представлении биографий сотрудников — показать, чем они на самом деле занимаются.

 Пол Кристиан Раду (Paul Radu) — один из основателей OCCRP. Он является гражданином Румынии и членом наблюдательного совета Bellingcat. В 2008 году он получил награду «Найт» «Международной организации поддержки журналистов» США. В 2009-2011 годах он снова был удостоен этой награды для прохождения курса в Стэнфордском университете. Раду является создателем проекта «RISE Project», который представляет собой платформу для исследовательских журналистов и хакеров, сотрудничающих с OCCRP в Румынии. Среди доноров этого проекта — Фонд открытого общества Джорджа Сороса, а также Министерство иностранных дел Нидерландов, Посольство США и Google. 

 Эндрю Салливан (Andrew Sullivan) — главный редактор OCCRP1997–2000 — репортер-расследователь в газете «The Tennessean», 2003–2009 — ответственный редактор в «Центре журналистских расследований в Боснии» («Center for Investigative Reporting», CIN), С 2007 года по настоящее время работает в OCCRP редактором и главным редактором. До прихода в журналистику Салливан работал инженером в аэрокосмическом военном концерне «Rockwell International». Он работал над проектом военного самолета «Space Shuttle Project». Интересный момент здесь заключается в том, что инженер, находившийся под полным контролем военной разведки, начал работать журналистом над проектом, который является частью программы спецслужб.

Илья Лазовский (Ilya Lozovsky) — писатель, главный редактор проекта. Он один из сотрудников, который пишет наибольшее количество статей против Азербайджана и оставляет комментарии на платформе «X». В 2011-2012 годах прошел стажировку в Кыргызстане, с 2012 по 2015 год был директором программы по чрезвычайным ситуациям во «Freedom House», с 2015 по 2018 год работал заместителем редактора в одном из ключевых аналитических центров американской разведки «Foreign Policy». За последние 7 лет он прошел путь от представительства OCCRP в Боснии до должности редактора в главном офисе организации.

 

Камилла Эйс (Camille Eiss) — с 2017 по 2022 год занимала должность директора по глобальному сотрудничеству и являлась одним из руководителей OCCRP. До прихода в организацию, она работала помощником государственного секретаря США по вопросам демократии в администрации Обамы. До своей должности в Госдепартаменте Камилла Эйс занимала руководящие должности в USAID и организации «Открытое правительство» Института «Открытое общество» Сороса. В настоящее время она вернулась на свою предыдущую должность в Государственном департаменте США и является главным советником координатора по санкциям.

Питер Геогеган (Peter Geoghegan) работает в OCCRP в качестве редактора-расследовательного журналиста уже более полутора лет. До этого он занимал должности CEO и главного редактора в организации «Open Democracy» фонда Сороса.

При расследовании документов этой организации наше внимание привлекла одна деталь. Организация, являющаяся владельцем OCCRP, «Сеть развития журналистики» (Journalism Development Network), зарегистрирована в США в налоговом реестре под кодом «501(c)(3)». Что означает этот код? Цитируем из открытых источников: Организация 501(c)(3) — американская корпорация, трест, некорпоративная ассоциация или организация другого типа, освобожденная от федерального подоходного налога США в соответствии с Кодексом США подразделом 501(c)(3) раздела 26. https://www.irs.gov/pub/irs-pdf/p557.pdf   Это один из 29 типов некоммерческих организаций в рамках организаций 501(c) в США.

А в каких случаях организации освобождаются от налога на прибыль, то есть соответствуют пункту 501(c)(3)? В Налоговом кодексе США указано, что пункт 501(c)(3) применяется к организациям, которые организованы и действуют исключительно в религиозных, благотворительных, научных, литературных или образовательных целях, либо для проверки общественной безопасности, для содействия национальным или международным любительским спортивным соревнованиям либо для предотвращения жестокого обращения с детьми или животными. 

Сначала обратим внимание на факты, указанные в базе данных «opencorporates», которая является общей базой для компаний и организаций, работающих в США. Несмотря на то, что эта организация представляется как НПО, её вид деятельности указан как «не-аукционный бизнес», а тип бизнеса — «Корпорация».

Где в упомянутых нами пунктах вы видите положение, которое бы позволяло организации «The Journalism Development Network» быть освобожденным от уплаты подоходного налога?