Чиновники и дальше будут пользоваться всеми благами за счет бюджета, а народ продолжит выживать на мизерные пенсии и зарплаты. Об этом пишет газета «Грапарак». «В беседе с нами министр финансов Армении Тигран Хачатрян признал, что соотношение долга к ВВП перевалило за 60%, достигнув 63,5%, и в следующем году они должны сделать так, чтобы снизить его. А будет это делаться не за счет снижения зарплат высокопоставленных чиновников и расходов госаппарата, а за счет привлечения новых долгов без увеличения социальных расходов», - отмечает издание.
Faktyoxla Lab. попытался разобраться, в каком состоянии экономическая и социальная ситуация в Армении, что озвучиваются подобные прогнозы.
Начнем с того, что еще в середине ноября 2020 года президент Армении Армен Саркисян признал тяжелую экономическую ситуацию в стране. "Раненная экономика перегружена огромными социальными проблемами. В результате большого потока беженцев (...) в Армению произошла гуманитарная катастрофа. Параллельно тяжелая ситуация с пандемией коронавируса", - говорилось в послании президента, опубликованном в армянских СМИ.
Уже практически через год министерство финансов Армении объявило, что государственный долг страны в последние месяцы значительно вырос и превысил 9 миллиардов долларов. По состоянию на 30 сентября, госдолг составлял 9 млрд 31 млн долларов или 4 трлн 369 млрд драмов. По сравнению с предыдущим месяцем (августом) он увеличился на $ 86 млн, а за прошедший год — на $ 1,184 млрд. Большую часть госдолга составляет внешний долг правительства, текущий объем которого измеряется 8 миллиардами 564 миллионами долларов. По сравнению с началом года, внешний долг правительства увеличился на $ 1,190 млрд. Налоговые сборы в Армении выросли, но качественного роста экономики в республике по-прежнему не наблюдается, констатировали местные эксперты.
Всемирный банк прогнозирует, что экономика Армении в 2021 году вырастет на 3,4%, в 2022 году ожидается рост на 4,3%, а в 2023 году – на 5,3%. Об этом говорится в опубликованном в июне докладе ВБ "Перспективы мировой экономики" (Global Economic Prospects). МВФ прогнозирует рост ВВП Армении в 2021 году на уровне 1%. Согласно новым оценкам Валютного фонда, в 2022 году экономика страны все же вырастет на 3,5%. Инфляция в стране в 2021 году, по мнению аналитиков МВФ, составит 3,9%, в 2022 году - 3,2%. По прогнозам Евразийского банка развития (ЕАБР), ВВП Армении в 2021 году по базовому сценарию составит 3,3%, а по рисковому – 1,8%.
При этом, экономический рост Армении в госбюджете на 2021 год предусмотрен в размере 3,2%, а инфляция заложена на уровне 4% (±1,5%).
Эти цифры могли бы выглядеть вполне оптимистичными, если учесть, что из-за коронавирусной пандемии и прошлогодней войны экономика этой страны по итогам 2020 года сократилась на целых 7,6%.
Армянские эксперты уверены, что в стране нет условий для обещанного властями минимального 7%-ного экономического роста на ближайшие годы. Более того, экономика Армении в плачевном состоянии, и нужны срочные меры, чтобы вывести ее из глубокого кризиса. Как заявил СМИ депутат парламента этой страны Тадевос Аветисян, "у меня есть опасения, что вместо обещанного 7%-го роста экономики мы получим 7%-ую инфляцию. Зарплаты за последние 7 месяцев выросли в среднем на 5,4%, в то время как продовольственные продукты подорожали в среднем в три раза. Эти показатели не только характеризуют истощающуюся экономику, но и способствуют дальнейшему обеднению населения", - отметил депутат.
По мнению армянских аналитиков, что затягивание пандемии приведет к более длительному восстановлению армянской экономики, и в результате реализации рискового сценария рост ВВП Армении в 2021 году составит всего 1,9%.
В Армении удельная долговая нагрузка на душу населения продолжает расти, достигнув к 1 октября 2021 года $3.1 тыс с $2.7 тыс годом ранее. Причем, подушевая долговая нагрузка от внешней задолженности повысилась с $2 тыс до $2.3 тыс. Это обусловлено продолжающимся годовым ростом как госдолга в целом, так и внешней задолженности, в частности, при годовом сокращении численности населения Армении на 1,1 тыс. чел. - до 2.967 млн. чел. к 1 октября 2021г.
Степень покрытия внешнего долга золотовалютными резервами к 1 октября 2021г повысилась до 48% с 41% годом ранее, на фоне более умеренного годового роста внешнего долга, нежели резервов - на 12% и 30,3% соответственно, что обусловлено получением от МВФ дополнительного резервного финансирования. Между тем, годом ранее была обратная картина - рост внешнего долга превышал восходящие темпы резервов - 8% против 1,7%.
По предварительным данным Минфина РА, опубликованным Статкомитетом, госдолг Армении к 1 октября 2021г перешагнул девятимиллиардную планку, составив $9.038 млрд (4.370 трлн драмов), ускорив годовой рост до 15,1% с 11,3% годом ранее. Это обусловлено ускоряющимся ростом как внешней, так и внутренней задолженности. В частности, внешний долг ускорил годовой рост с 7,8% до 12%, составив $6.666 млрд (3.223 трлн драмов), при ускорении роста внутреннего долга с 24,8% до 26,4% - до $2.373 млрд (1.147 трлн драмов).
За 9 месяцев 2021г госдолг Армении вырос на 13,4% за счет роста внешнего долга на 10% и внутренней задолженности на 24,3%, в то время как годом ранее девятимесячная динамика этих показателей была более скромной плюсовой - госдолг на 7,3%, внешний долг на 3,3% и внутренний на 22,2%.
За III квартал 2021 года рост госдолга Армении замедлился до 1,9% с 2,5% во II квартале, на фоне замедления спада внешнего долга с 0,6% до 0,2% при замедлении роста внутренней задолженности с 13,1% до 8,3%. Годом ранее, в III квартале 2020г наблюдалась почти схожая динамика: замедление роста госдолга до 1,8% с 5,9% во II квартале сопровождалось разворотом динамики внешнего долга с 4,6%-го роста на 0,04%-ый спад и замедлением роста внутренней задолженности с 10,9% до 8%.
В структуре внешнего долга по итогам 9 месяцев 2021г доля Правительства выросла до 93% с 92% годом ранее, при спаде доли Центробанка до 7% с прошлогодних 8%, составив в абсолютном выражении соответственно $6.192 млрд и $473.6 млн. Причем, разнонаправленная годовая динамика внешнего долга Правительства и Центробанка сохранилась. В частности, правительственный внешний долг ускорил рост с 9,2% до 12,6%, а Центробанковский - замедлил спад с 6,3% до 1,4%.
В структуре же внутреннего госдолга доминируют гособлигации с мизерным изменением доли к октябрю 2021г до 95,2% с 95,3% годом ранее ($2.3 млрд или 1.1 трлн драмов), с замедлением годового роста абсолютной величины с 30,1% до 26,2%. А остальные 4,8% (против 4,7% годом ранее) приходятся на долю армянских евробондов - $114.2 млн или
55.2 млрд драмов, с выходом годовой динамики абсолютной величины из 32,5%-го спада на 28%-ый рост.
И все-таки куда сегодня движется экономика Армении? По этому поводу звучат совершенно разные и даже крайне противоположные точки зрения.
Как отмечают эксперты фактически, экономика Армении росла за счет двух источников. В первую очередь, довольно удачно складывающаяся конъюнктура рынка металлов, медь, редкоземельные металлы, что позволяло за получать неплохие доходы, исключительно за счет роста мировых цен. Второй источник – о это эффект масштаба Евразийского сообщества или вхождение в более полноценном варианте на этот рынок и возможность наращивания поставок. Потому что по всем показателям темпы роста экспорта в ЕАЭС были максимальными и наиболее успешными. Армения была даже в безусловных лидерах и получила классический эффект масштаба от расширения рынка. Была успокоенность, что все так и останется. Но при первом же внешнем и внутреннем ударе, эта успокоенность привела к совершенно предсказуемым результатам.
Но основная проблема экономики Армении кроется все же в коммуникационной закрытости.
Карабахский конфликт и затянувшаяся пандемия привели к тому, Армения потеряла политическую стабильность, предсказуемость, вследствие чего, и западных инвесторов. Вслед за ними Армения теряет и российских инвесторов. А это уже дефицит ресурсов, что очень сильно усложняет возможности выхода из кризиса.
Однако в Армении все же есть понимание того, как выбраться из этой ситуации.
Возобновление работы транспортных коммуникаций с Азербайджаном и Турцией поможет увеличить ВВП Армении на 30% за два года. Такой оценкой в конце сентября этого года, в ходе Армяно-российского бизнес-форума в Ереване поделился министр экономики республики Ваган Керобян.
По его словам, подобный прогноз является не только плодом расчетов армянской стороны, но он зафиксирован и в аналитических выкладках Всемирного банка и Азиатского банка развития. «Все мы понимаем, что разблокировка дорог повысит конкурентоспособность наших общих проектов по экономическому развитию. Российские компании и организации, задействованные в двусторонних переговорах, учитывают это», - отметил армянский министр.
Уже в начале ноября, на обсуждении проекта госбюджета на следующий год в парламенте республики Ваган Керобян отметил, что в результате разблокирования коммуникаций на Южном Кавказе, работа над чем ведется после войны в Карабахе осенью 2020 года, экономика Армении в краткосрочной перспективе вырастет на 30%. Вопрос будет изучен с учетом нынешней ситуации и с точки зрения выгоды не только для Армении, но и для других стран, что станет важным аргументом Еревана в ходе переговоров о разблокировании экономических коммуникаций, добавил министр. «Нужно показать, что это даст не только нам, но также Турции, Азербайджану, Ирану, Грузии и другим странам. Это поможет нам правильно выстроить нашу позицию на переговорах», - пояснил Ваган Керобян.
Одним словом, экономика Армении может выйти из кризиса только, если страна решит коммуникационные проблемы с всеми соседними странами. Иначе ее ждет катострофа.