На днях депутат фракции «Честь имею» Анна Мкртчян, выступая в парламенте Армении, представила, как обращаются с армянами в тюрьмах Баку и процитировала отрывок из доклада Защитника прав человека Армении.
«Сегодня я приведу цитаты из высказываний занимающего кресло премьер-министра и других сидящих креслах власти лиц. Они говорили: пленные могут остаться пару месяцев в Баку. Другой заявлял, что в бакинских тюрьмах к армянским пленным очень хорошо относятся и содержат лучше, чем у нас «…»», - заявила в парламенте депутат фракции «Честь имею» Анна Мкртчян.
«Для избиения армянских пленных созданы отдельные группы, избивают то тех пор, пока армяне теряют сознание, потом ждут, чтобы они пришли в сознание, и снова продолжают избивать. Азербайджанцы обливают армянских пленных кипятком и горячим чаем, после ожогов начинают избивать их до тех пор, пока умрут. После смерти несколько дней оставляют тело в камере. Дают только 10 секунд, чтобы съесть пищу, заставляют есть с земли, плюют в еду, а потом заставляют съесть, отрезают части тел, привязывают живыми к машинам и таскают по земле, лишают воды, сна и пищи», - закончила цитату депутат.
После выступления Анны Мкртчян в зале началось недовольство депутатов фракции «Гражданский договор». Затем вмешался спикер парламента Ален Симонян, который, по сути, посчитал представленные в докладе омбудсмена факты «вымышленными».
«Честно говоря, я не понял, почему нужно было представлять в парламенте эти выдуманные картины», - выразил недоумение Ален Симонян.
Позже, касаясь заявления спикера парламента Алена Симоняна Анна Мкртчян, заявила журналистам: « «…». И да, с трибуны парламента, чтобы весь мир слышал, должно быть объявлено о том, что граждан Республики Армения, армянских пленных пытают в тюрьмах Баку, и это никоим образом не может рассматриваться как "положительный сигнал" от азербайджанца или турка, как заявил Никол Пашинян»
Сначала Faktyoxla Lab. постарался разобраться, о каких армянских пленных говорит депутат фракции «Честь имею» Анна Мкртчян.
Начнем, с того, что согласно пункту 8 трехстороннего заявления, подписанного президентами Азербайджана и России, а также премьер-министром Армении 10 ноября 2020 года по итогам Второй Карабахской войны, стороны обязались осуществить обмен военнопленными, заложниками и другими удерживаемыми лицами, а также телами погибших.
С начала декабря 2020 года началось выполнение обязательств. 4 декабря стороны представили международному комитету Красного Креста (МККК) список пленных. 14 декабря состоялся первый обмен пленными с участием руководства российских миротворцев. В последующем неоднократно осуществлялся обмен пленными. Азербайджанская сторона уже неоднократно заявляла, что выполнила свои обязательства в соответствии с трехсторонним соглашением, вернула Армении всех военнопленных.
Что касается других «пленных», возвращения которых армянская сторона требует от Азербайджана, то эти лица были переброшены на территорию Карабаха уже после соглашения от 10 ноября, где совершили вооруженные провокации. Так, в совместном заявлении Министерства обороны Азербайджана и Службы государственной безопасности говорилось, что 26 ноября 2020 года в освобожденном от оккупации селе Сур Ходжавендского района Азербайджана армянские военные совершили внезапное нападение на военнослужащих Министерства обороны, несущих службу на этой территории, в результате чего были убиты 4 военнослужащих, еще двое ранены.
Также 8 декабря во время проведения работ по установке устройств связи и передающего оборудования в районе поселка Гадрут в результате нападения армянских вооруженных сил погиб 1 азербайджанский военнослужащий, а сотрудник компании “Azercell” был тяжело ранен. В сообщении отмечалось, что после этого Служба государственной безопасности Азербайджана была вынуждена провести на этой территории антитеррористическую операцию.
Затем официальный Баку обратился к генеральному секретарю ООН в связи с этим инцидентом. В письме, направленном от имени министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова, говорится, что после подписания трехстороннего заявления от 10 ноября Армения занимается деятельностью, угрожающей миру в регионе. В письме подчеркивается, что Вооруженные силы Армении осуществляют диверсионную деятельность на территории Ходжавендского района. В результате антитеррористической операции, проведенной соответствующими структурами Азербайджана, были задержаны члены диверсионной группы, в количестве 62 человек, являющихся гражданами Армении. Следствием было установлено, они были доставлена в Карабах из Ширакского района Армении. Азербайджанская сторона не раз заявляла, что это единственные армяне, которые находятся в заключении и отказывается считать их военнопленными.
Напомним, что в середине января 2021 года этот вопрос был упомянут в заявлении главы МИД РФ Сергея Лаврова. Говоря о проблемах , возникших в процессе обмена пленными между Азербайджаном и Арменией, российский министр коснулся и этого вопроса, отметив, что поскольку упомянутая группа была заброшена на перешедшую под контроль Азербайджана территорию в конце ноября, они не рассматриваются в контексте трехстороннего заявления, положившего конец военным действиям в Карабахе. Важно отметить, что 20 ноября министр обороны РФ Сергей Шойгу доложил президенту Владимиру Путину о завершении развертывания миротворческого контингента РФ в Карабахе, задолго до даты антитеррористической операции азербайджанских силовиков и задержания армянских военных.
"В заявлении 9 ноября речь шла об освобождении военнопленных, которые находились в плену на тот момент. Сейчас Азербайджан удерживает значительную часть группы армянских военнослужащих, которые оказались там после того, как заявление вступило в силу и была достигнута договоренность о прекращении любых враждебных действий", - сказал Лавров в ходе совместной пресс-конференции с главой МИД Армении Араратом Мирзояном 31 августа этого года.
Что касается международного гуманитарного права, то вопросы, связанные с военнопленными, регулируются Женевскими конвенциями. Согласно статье 118 Женевской конвенции 1949 года, после окончания войны военнопленные должны быть освобождены и отправлены в свои страны. Также, военнопленные не несут ответственности за свое непосредственное участие в боевых действиях.
Вместе с тем согласно основному принципу международного гуманитарного права, а также протоколу, прилагаемому к Женевской конвенции 1977 года, это требование распространяется непосредственно на лиц, попавших в плен период боевых действий. А диверсионная группа, состоящая из граждан Армении, была направлена на территорию Азербайджана именно после того, как была достигнута договоренность о прекращении боевых действий, и совершили террористические акты.
Теперь разберемся с утверждениями армянского депутата Анна Мкртчян о плохом обращении с армянами в местах заключения в Азербайджане.
Во-первых, Анна Мкртчян в своем выступлении ссылается на доклад Омбудсмена Армении Армана Татояна, который, как в ходе Второй Карабахской войны, так и после нее, не раз был уличен в публикации и озвучивании необоснованных и вымышленных фактов.
Во-вторых, тема «плохого обращения с пленными армянами» поднимается не первый раз. В конце марта этого года международная организация Human Rights Watch выпустила доклад, в котором утверждалось, о «случаях плохого обращения с армянскими военнопленными». Азербайджанская сторона оперативно отвергла эти утверждения. МИД страны выступил с заявлением, в котором, в частности отмечалось, что «со всеми армянскими военнопленными и гражданскими лицами, которые содержались в Азербайджане, обращались в соответствии с требованиями Женевских конвенций 1949 года. Они не подвергались пыткам, унизительному и плохому обращению, им оказывалась необходимая медицинская помощь, и в период содержания каждый из них прошел медицинское обследование. При их осмотре следов повреждений обнаружено не было (за исключением травм, полученных в ходе боевых действий)».
В-третьих, на днях из Ливана в Армению вернулась армянка ливанского происхождения Марал Наджарян.
Напомним, что Марал Наджарян вместе со своим гражданским мужем были задержаны азербайджанскими военными наутро после подписания трехстороннего заявления по Карабаху 10 ноября в окрестностях Шуши, поскольку их перемещения в зоне боевых действий, хоть и прекращенных на тот момент, вызвали справедливые подозрения. Дело в том, они без видимых причин направилась в Шушу, ранее освобожденную ВС Азербайджана в результате ожесточенных боев. Она была освобождена по итогам следствия и вернулась в Ливан, несмотря на второе гражданство, полученное в Армении. Впоследствии Марал Наджарян подтвердила, что азербайджанцы с ней обращались достаточно неплохо, чем опровергла сообщения армянских источников, что показания ее были якобы получены под давлением. В ходе следствия также было выяснено что ее муж гражданин Ливана Виген Эулджекчян, воевавал в Карабахе в качестве наемника на стороне Армении. Многочисленные фотографии из зоны военных действий, где он запечатлен в полевых условиях с боевым оружием в руках, а также свидетельства ряда очевидцев не оставляют места для сомнений, которые до сих пор пытается посеять в мире армянская сторона. Армянской служба Радио Свобода (Азатутюн) сделала репортаж о вернувшейся в Армению Марал Наджарян, которая вновь отметила, что в Баку с ней обращались гуманно. Такое же отношение проявлялось и к другим задержанным.
В-четвертых, азербайджанская сторона не раз заявляла, что утверждения, что над задержанными армянами издеваются, абсолютно безосновательны. В соответствии с международным правом к ним допускаются представители Международного комитета Красного Креста, уполномоченного по правам человека, предоставляются документы о состоянии здоровья всех задержанных граждан Армении.
Ни в одном заявлении Красного Креста не было обнаружено упоминание о плохом обращении с задержанными армянами.
И, наконец, есть фото, вернувшихся из Азербайджана в Армению задержанных, что свидетельствует об их физическом благополучии.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сказать, что утверждения депутата Анны Мкртчян о том, что «армянских пленных пытают в тюрьмах Баку» ничем не обоснованы и являются ложными. И на самом деле, армянский депутат представила в парламенте «выдуманные картины», основываясь на представленные в докладе омбудсмена Армении факты, которые спикер парламента Ален Симонян назвал вымышленными.