В связи с экономической ситуацией в Армении в этой стране в последнее время обсуждаются и предлагаются множество путей выхода из кризисной ситуации. И одна из них - открытие транспортного коридора Персидский залив-Черное море.
На днях глава МИД Армении Арарат Мирзоян провел беседу со своим иранским коллегой Хосейном Амиром Абдоллахианом. Кроме того, что министры поздравили друг друга с назначением, они также выразили надежду, что совместными усилиями «удастся придать новый импульс армяно-иранским отношениям, основанным на многовековых добрососедских связях».
Армянские СМИ сообщили, что собеседники подчеркнули и важность транспортного коридора Персидский залив-Черное море, а также необходимость составления и реализации в этих целях многостороннего соглашения.
Предполагаемый маршрут коридора: автомобильным транспортом Мегри — Вайоц-Дзор — Ерасх, далее железной дорогой до морского порта Поти в Грузии, откуда через Черное море в болгарские порты Варна и Бургас.
Попытаемся разобраться, насколько проект выполним, почему оказался на повестке, и насколько эффективна в нем роль Армении.
Начнем с того, что данная тема поднимается неоднократно уже который год, и каждый раз представители Исламской Республики Иран выражают готовность руководства своей страны в вопросе «задействования данного важнейшего коридора «…»», который направлен не только на экономическое развитие, но и на обеспечение безопасности региона.
Что касается Армении, то практически все политические партии, которые принимали участие в последних парламентских выборах, пункт о коридоре “Персидский залив — Черное море” через Армению включили в свои предвыборные обещания. По их мнению, данный проект является альтернативой “Зангезурскому коридору” и, поможет вывести Армению в большой мир через Иран.
Во–первых, насколько этот проект выполним, в то время как Запад не приветствует привлечения в проекты региона Ирана?
Напомним, что кроме Ирана и Армении, в проекте могут быть задействованы Грузия, Болгария и Греция. По мнению некоторых аналитиков, по первой же указке США эти три страны могут выйти из игры.
Во-вторых, кто будет финансировать за этот проект?
Если конкретно говорить о проекте “Персидский залив — Черное море”, то единственным более или менее платежеспособным государством по маршруту является сам Иран. Армения и Грузия не рассматриваются как потенциальные инвесторы вообще. Финансовое положение имеющих немалые долги в рамках ЕС Греции и Болгарии тоже не добавляют оптимизма.
Готов ли Иран платить за всех? Это вряд ли, потому что в свое время Тегеран отказался финансировать даже армянский отрезок железнодорожной магистрали Север-Юг от своей границы до границы с Грузией. Из 316 километров коридора только 60 приходится на долю Ирана, остальная же часть — на территории Армении.
В августе 2014 года правительство Армении одобрило предварительную программу строительства железной дороги Иран-Армения стоимостью 3,5 миллиарда долларов. Проект включал железнодорожное полотно в 316 километров, 64 моста, 60 тоннелей и 27 станций. Ожидалось, что строительство завершится в 2022 году. Но по сей день не проложено и метра пути. Армения так и не нашла трех миллиардов на осуществление проекта, а Иран отказался за нее платить. «Иранская сторона готова запустить железную дорогу с Арменией, но при одном условии, — заявил в 2018 году на мероприятии в Ереване посол ИРИ в РА Сейед Казем Саджади. — Армянская сторона должна постараться найти инвесторов».
Одним словом, не все так благополучно с учетом геополитической ситуации и финансовых проблем инициатора проекта.
И, наконец, по всей вероятности, Армения, устроившись в иранском проекте, пытается тянуть с решением вопроса “Зангезурского коридора” до бесконечности.
Таким образом, транспортный проект «Персидский залив — Черное море», который обсуждают сегодня Иран и Армения, не имеет перспектив, трудно осуществим, полон рисков и вынесен на повестку исключительно из соображений противодействия “Зангезурскому коридору”.