Представляем интервью члена Коллегии адвокатов Анкары, автора книги «Юридические аспекты совместной армянской проблемы у Турции и Азербайджана»: Верхний Карабах и Декларация от 10 ноября», адвоката Фархада Азневи(Ferhat Aznevi).
- Фархад бей, что представляет собой право народов на самоопределение и как этот вопрос отражен в международном праве?
- У Генассамблеи ООН есть определенные резолюции по “self-determination”, то есть по праву народов на самоопределение. Я хотел бы выделить три из этих резолюций. Первое – это Декларация № 1514 от 14 декабря 1960 г. «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». Второе - Резолюция № 1541 от 15 декабря 1960 г. «Об установлении дружественных отношений». Здесь регулируются внешние аспекты направлений применения принципа самоопределения. В этой резолюции ООН выделяет следующие три направления самоопределения: «создание суверенного и независимого государства; свободная ассоциация с независимым государством или интеграция в него; другой политический статус, свободно определяемый народом». Третий - Декларация № 2625 «О принципах международного права дружбы и сотрудничества между государствами», принятая 24 октября 1970 года. В декларации закреплены семь основных принципов международного права, а также принцип «самоопределения народов». Эти и другие резолюции в основном касаются независимости колониальных народов Африки в 1960-1970 годах после Второй мировой войны. Потому что эти народы были независимыми до колонии и стали колонией в результате оккупации.
- Как международное право регулирует взаимосвязь между принципом «самоопределение народов» и принципом «территориальной целостности государств»?
- В принятой резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» указано, что принцип самоопределения народов не относиться к правам национальных меньшинств. Этнические, религиозные и языковые меньшинства могут иметь только культурную автономию или их национальные традиции могут охраняться государством. И все это не может нанести вред территориальной целостности стран. То есть согласно международному праву принцип самоопределения народов не может противоречить принципу территориальной целостности стран и не может причинить ему вред.
- В Армении всегда говорили об урегулировании карабахской проблемы на основе принципа «самоопределения народов». Этот вопрос даже поднимал Арарат Мирзоян во время встречи с Сергеем Лавровым. Насколько, по вашему мнению, можно применить этот принцип к Карабаху?
- Карабах - это неотъемлемая часть территории Азербайджана, признанная международным правом. Поэтому, несмотря на утверждения сепаратистов в Армении и Карабахе, судьба региона не может решаться на основе принципа самоопределения народов, и это противоречило бы основным принципам ООН, соответствующих конвенций и резолюций. Карабахский регион, как и Гянджа и другие регионы, находится в юрисдикции Азербайджанского государства и является регионом, находящимся под его суверенитетом. На чем основываемся, когда мы так говорим? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть 90-годы прошлого столетия, когда был отменен статус Нагорно-Карабахской автономной области. В то время действовали Конституция СССР, принятая в 1977 году, и Конституция Азербайджанской ССР, принятая в 1978 году. Согласно этим документам, НКАО не имела статуса автономного государства, как Нахчыванская Автономная Республика, а его статус определялся как культурная автономия. Наряду с этим, Конституция СССР 1977 года давала каждому государству-члену право отменить автономный статус любой территории в пределах своей территории или предоставить ей дополнительные права без ущерба для территориальной целостности и государственного централизованного управления. Таким образом, принятый Верховным Советом Азербайджанской Республики от 26 ноября 1991 года закон об упразднении административно-территориального образования Нагорно-Карабахской автономной области не противоречит ни Конституции СССР 1977 года, ни Конституции Азербайджанской ССР 1978 года. Здесь нет нарушения закона, и это суверенное право Азербайджана. 8 декабря 1991 года три государства, образовавшие СССР - РСФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР - выразили желание официальной Москве о распаде СССР. 25 декабря 1991 года Михаил Горбачев ушел в отставку, и СССР распался. Армянское государство. ссылаясь на решение от 8 декабря 1991 года, утверждает, что тогда НКАО насильно присоединилась к Азербайджану без референдума. Но это в корне не верно. Потому что на всех архивных картах, существовавших в прошлом, Карабах показан как неотъемлемая часть Азербайджана. 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики, а 18 октября 1991 года был принят Конституционный акт о государственной независимости Азербайджана. Когда Азербайджан восстановил свою независимость, он объявил себя правопреемником АДР. Карабах был неотъемлемой частью Азербайджана и во времена АДР. И то время азербайджанская делегация участвовала в Версальской мирной конференции как представители независимого государства. Как упоминалось выше, решением от 26 ноября 1991 года НКАО была упразднена Азербайджаном. То есть, в Карабахе, несмотря на утверждения Армении, не могут обсуждаться ни вопросы референдума, ни автономии, ни государственной независимости. Карабах, как и другие регионы, является неотъемлемой частью Азербайджана.