«Баку не подписывает мандат российской миротворческой миссии, а мандат миротворцев важен «…» поскольку на протяжении этих пяти лет могут возникать вопросы, и все будут обращаться к миротворцам». Об этом сказала аналитик Международной кризисной группы Олеся Вартанян в беседе с армянским CivilNet.
По ее словам, люди заняты тем, что строят новые военные позиции, копают траншеи, причем это происходить с обеих сторон «и, наверное, этот процесс будет продолжаться».
«В Нагорном Карабахе нет ощущения того, что война закончилась. Если посмотреть, что происходит там, то «…» возникают новые линии фронта. Скоро будем наблюдать как будет происходить большая милитаризация именно вдоль этих линий фронта», - отметила Олеся Вартанян.
Начнем с того, что, во-первых, российскую миротворческую миссию можно назвать «локальной миссией» по поддержанию мира, которое проводится в отсутствие мандата ООН или иной региональной организации на основании двусторонних или многосторонних международных договоров и соглашений. В трехстороннем заявлении, подписанном президентами Азербайджана, России и премьер-министром Армении от 10 ноября 2020 года, конкретно отражены обязанности и полномочия российского миротворческого контингента. Таким образом, правовой основой для размещения российских миротворцев в Нагорном Карабахе является данное совместное заявление. Миротворческая миссия дислоцирована в Карабахе с четкой и конкретной целью: содействовать реализации задач, изложенных в совместном заявлении глав государств.
Во-вторых, согласно пункту 4 этого документа, миротворческий контингент Российской Федерации развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил. Не Вооруженных Сил Республики Армения, а именно армянских вооруженных сил. Со слов аналитика Международной кризисной группы Олеси Вартанян получается, что какие-то вооруженные армянские формирования развернули в зоне ответственности российских миротворцев бурную деятельность: строят новые военные позиции, копают траншеи и т.д., что, безусловно, вызывают серьезные вопросы. Почему эти люди, безотносительно их статуса, вообще выполняют военно-инженерные работы на суверенной территории Азербайджана, временно находящейся под контролем российского миротворческого контингента?
То есть, на глазах у миротворческого контингента Российской Федерации, у которой развернуты 18 постоянных наблюдательных постов, проводятся комплексные мероприятия инженерного обеспечения, создаются благоприятные условия для размещения войск, поддержания их в готовности к выполнению боевых задач, вооружения и техники. И вполне логично, что эти работы проводят не гражданские лица, а армянские военные.
Вывод любых армянских вооруженных сил является обязательным условием трехстороннего Заявления Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 10 ноября. Об этом написано в пункте 4 документа.
По логике и согласно букве трехстороннего Заявления, в Карабахе не должно было оставаться вооруженных армянских формирований. Получается, что они там не только оставались, но как выясняется, к ним из Армении неоднократно прибывало подкрепление.
В-третьих, миротворцы, размещенные вдоль Лачинского коридора и в ряде районов Карабаха, не имеют права допускать иностранных граждан в Карабахский регион Азербайджана. Согласно пункту 6 заявления, именно азербайджанская сторона гарантирует передвижение и безопасность граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях по Лачинскому коридору. То есть, Лачинский коридор служит гуманитарным коридором для армян, проживающих в Карабахе.
Несмотря на конкретные требования азербайджанской стороны, были зафиксированы неоднократные случаи, когда российские миротворцы тайно пропускали иностранцев в Карабах.
Это означает, что временный контроль Лачинского коридора российскими миротворцами приводил к нарушению суверенных прав Азербайджана. Азербайджан хочет и должен располагать информацией о лицах, въезжающих на всемирно признанные границы Азербайджана. Согласно статье 12 Закона Азербайджанской Республики «О Государственной границе» иностранцы и лица без гражданства, имеющие действующие документы для пересечения государственной границы Азербайджанской Республики, не могут быть допущены к пересечению государственной границы при наличии оснований, предусмотренных законом.
Опять же, в круг обязанностей миротворческих сил России входит не только предотвращение проникновения военнослужащих Армении на территорию Карабаха, но и обеспечение вывода оставшихся там армянских военных. Тем не менее и это обязательство Москвы не выполняется. Об этом свидетельствуют многочисленные видеоролики рядовых пользователей.
В-четвертых, на бытовом уровне среди российских военных в Карабахе присутствует непристрастное отношения к армянским жителям региона, что явно противоречит самой философии миротворчества, требующей от его участников равноудаленного отношения к противоборствующим сторонам, что свидетельствует об их предвзятости. Подобные видео достаточно часто встречаются социальных медиа-ресурсах.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что, по всей вероятности, Баку не подписывает мандат российской миротворческой миссии по причине того, что российские миротворцы не только не выполняют положения трехстороннего заявления, но и нарушают обязательства, вытекающие из этого документа в различных ситуациях.