Азербайджан уже три месяца как запрещает армянским священнослужителям вход в "Дадиванк" (историческое название Худавенг). Им даже запрещен вход на территорию монастырского комплекса. В беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am армянский священнослужитель из "Дадиванка", отец Нерсес Арутюнян, в частности, отметил, что причины запрета, заявленные властями Азербайджана, ничем не обоснованы.
«Они всегда находят какие-то причины, которые не соответствуют действительности, будь то пандемия или разрушенная дорога. Теперь же они просто говорят «нет и все»». "Дадиванк" также лишился своих паломников. Азербайджан запретил им въезд на территорию храма начиная с мая этого года, и вновь без каких-либо на то оснований.
Действительно, древний албанский храм Худавенг был закрыт для армян еще в конце апреля. Руководитель Информационной системы Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян подтвердил информацию, что азербайджанские военные 25 апреля запретили паломникам въезд в Худавенг.
"25 апреля представители Вооруженных сил Азербайджана под предлогом эпидемии запретили предстоятелю Арцахской епархии Армянской апостольской церкви архиепископу Паргеву Мартиросяну, епископу Вртанесу Абраамяну и группе паломников въехать на территорию "Дадиванка". Отмечу, что в этот день в монастыре было запланировано рукоположение во священники монаха, проживающего в монастыре, о чем заранее было уведомлено, и оно было согласовано с командованием российских миротворцев", - пожаловался Меликян, забыв, по-видимому, о необходимости согласования таких вопросов, в первую очередь с азербайджанской стороной. Представитель Эчмиадзина считает это "очередным выражением арменофобии, посягательства на армянские святыни и на духовную жизнь армянского народа".
Соответствуют ли действительности претензии на принадлежность Худавенга армянам и в чем может быть причина ограничений, введенных азербайджанкой стороной?
Монастырь Худавенг, по утверждению историков, не является армянской святыней, а принадлежит Албанской церкви.
Христианские святыни, находящиеся на деоккупированных землях, будут возвращены истинным владельцам. В том числе албано-удинской общине. Албано-удинская община Азербайджана имеет право на комплекс Дадиванк (Худаванк) в Кельбаджаре, как и на другие арменизированные албанские церкви, расположенные на освобожденных территориях Азербайджана. Следуя простой логике, можно сказать, что если бы монастырь принадлежал армянской стороне, она бы его осваивала еще в царские и советские времена. Но мы знаем, что процесс приватизации албанских храмов начался в Карабахе только после оккупации Арменией территорий Азербайджана, считает историк Ризван Гусейнов.
Худаванк имеет очень древнюю историю. Здесь захоронен один из учеников апостола Фадде. Более того, если армянская сторона утверждает, что это армянский храм, то возникает вопрос: почему же тогда армян на этой территории никогда не было? Это самое главное обоснование того, что эти памятники не имеют отношения к армянам. И даже скажу больше - если где-то имеется армянская церковь, это еще не значит, что все соседние территории обязательно должны принадлежать армянам. Армяне имеют свои церкви и в Америке, и в России, и в любой точке мира. Если идти таким путем, то они могут претендовать на территории любой страны, отмечает историк.
Глава Удинской христианской общины Азербайджана Роберт Мобили также подчеркивает, что нынешний Азербайджан является наследником исторической Кавказской Албании. Сохранились памятники, датированные IV, V, VI, IX, XII веками. Карабах занимает здесь особое место.
В рамках возвращения албанских храмов истинным владельцам, после освобождения Кельбаджарского района в монастырь Худавенг был назначен проповедник. Им стал заместитель председателя Албано-удинской христиано-православной общины Рафик Данакари.
Как утверждает Данакари, есть существенные различия между албанскими и армянскими монастырями. Основное отличие связано с элементами хачкара, являющегося культурным наследием кавказских албан, формой алтаря, строением и архитектурой здания, а также совершением божественной литургии.
"В переводе с древнего албанского языка Худавенг означает "Храм Бога". Худавенг был построен в 9-13 веках. Завершение строительства было осуществлено во время правления албанского князя Вахтанга. Все это является доказательством албанского происхождения монастыря", - отметил он.
"Монастырь Худавенг не имеет никакого отношения к армянам. Древние апостолы никогда не приезжали в Армению. В то время на Кавказе вообще не было государства под названием Армения. Худавенг принадлежит только народам, проживающим на территории Кавказской Албании. Сегодня мы (Албано-удинская христианская община Азербайджана - ред.) являемся его наследниками. Монастырь Худавенг принадлежит нам, мы это доказали и сумели "заглушить" голоса армян по этому вопросу", - резюмировал Рафик Данакари.
Как заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, освобожденная от оккупации церковь Худавенг уже возвращена истинным хозяевам, нашим удинским братьям.
"Освобожденная от оккупации церковь Худавенг уже возвращена истинным хозяевам, нашим удинским братьям. Несмотря на то, что армяне поменяли ее название, а также в результате проведенных там фальсификаций изменили ее вид, пытались арменизировать, они не смогли добиться этого. Наши удинские братья уже совершили богослужение в церкви Худавенг. Все остальные относящиеся к Кавказской Албании церкви, в том числе церковь в поселке Нидж", - сказал президент Ильхам Алиев.
Таким образом, доказано, что монастырь, в который ограничен вход сначала армянским паломникам, а затем и священникам, не является армянским. Но это, судя по всему, не единственная причина такого шага со стороны азербайджанских военнослужащих.
По словам Рафика Данакари, при посещении монастыря Худавенг в декабря 2020 года они неожиданно встретились с армянскими священнослужителями. Об этом Р. Данакари рассказал информационному агентству Trend. Находящиеся в церкви армянские священнослужители попытались помешать членам Албано-удинской общины посетить монастырь, но им не удалось это сделать.
«Армянские священнослужители пытались помешать нам посетить монастырь, хотели запретить проведение съемки. Мы им объяснили, что монастырь принадлежит не армянам, а нам - удинам. Представили им факты того, что они уничтожили все историко-религиозные предметы в монастыре после присвоения его в 1993 году. Наша поездка в монастырь была приурочена к большому христианскому празднику, который отмечался 4 декабря. Несмотря на все преграды, мы помолились и зажгли свечи, а также осуществили съемку», – рассказал проповедник монастыря.
Рафик Данакари добавил, что члены Албано-удинской общины возражали против пребывания в монастыре армянских священнослужителей и сказали об этом российским миротворцам: «Мы не согласны с тем, что на азербайджанской территории находятся армянские священнослужители». Миротворцы ответили на это, что они находятся здесь временно».
В начале мая представители Удинской общины вновь совершили поездку в Кельбаджар с целью совершить пасхальную службу, но армянские священники вновь попытались чинить им препятствия.
Кроме того, надо отметить, что в 1994 году, после оккупации Кельбаджарского района и заключения временного перемирия комплекс Худавенг был объявлен действующим монастырем "Арцахской" Епархии Армянской Апостольской Церкви. Монахов комплекса возглавил некий "отец Ованес" (Тер-Ованес Ованисян), известный зверствами над мирным азербайджанским населением в период первой Карабахской войны в 90-е годы прошлого столетия. Кстати, когда начались бои второй Карабахской войны, этот "религиозный деятель" с автоматом в руках стал призывать к убийствам азербайджанцев.
Как видим, у азербайджанской стороны было достаточно оснований для того, чтобы закрыть храм для армян, незаконно находившихся там почти тридцать лет.
Таким образом, мы доказали, что монастырь Худовенг не является "армянской святыней", а недопуск туда армянских священников и паломников - не проявление "армянофобии", а следствие их незаконных действий, а также незаконного пребывания на территории храма в целом.
Таким образом, доказано несоответствие действительности заявлений и претензий священнослужителей армянской церкви.