Мы неоднократно сталкивались с привлечением к участию несовершеннолетних детей армянского происхождения к боевым действиям во время Второй Карабахской войны. Такие методы воспитания только усиливают атмосферу напряжения, противостояния и мести. Об этом на днях сказала в интервью Уполномоченная по правам человека (Омбудсмен) Азербайджана Сабина Алиева. Военно-политическое руководство Армении должно быть привлечено к ответственности, в том числе, за посягательство на жизнь, здоровье и права детей, отметила она.
О культивации этнофобии в отношении азербайджанцев и Азербайджана в армянском обществе мы слышим не впервые. Об этом уродливом явлении написано и сказано немало, и трагические события 20-х и 90-х годов прошлого века, сопровождавшиеся массовыми погромами и убийствами азербайджанцев - его неопровержимое доказательство.
В этой же парадигме собственной исключительности и высокомерной ненависти к другим этносам, с особым акцентом враждебности к азербайджанцам и туркам сформированы новые армянские учебники, призванные воспитывать молодое поколение в соответствующем духе вражды и ненависти. Об этом подробно говорится в докладе «Азербайджанофобия в Армении: дух ненависти в довоенной и послевоенной риторике армян» азербайджанского Центра анализа международных отношений. Доклад, презентация которого состоялась в мае текущего года, составлен, в том числе, на основании высказываний армянских пользователей соцсетей.
Таким образом азербайджанофобия живет в Армении и сегодня. Она настолько сильна, что в прошлом году Армения оказалась единственной страной, выступившей против инициативы Азербайджана по созыву специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН в связи с пандемией коронавируса в 2020 году. В интервью азербайджанским телеканалам президент Азербайджана Ильхам Алиев охарактеризовал это как проявление “ксенофобной, фашисткой сущности, идеологии, доминирующей в Армении”.
В Армянском сегменте соцсетей оскорбления и обвинения в адрес Азербайджана, призывы к убийству азербайджанцев настолько распространены, что даже модерация сетей, как правило, удаляющая так называемую “речь ненависти” (hate speech) порой не справляется с этой задачей.
Оскорбительные эпитеты в адрес азербайджанцев, выражения в духе “у каждого турка должна быть одинаковая судьба”, “хороший турок - мертвый турок”, а также недвусмысленная площадная брань армянских пользователей соцсетей не оставляют сомнений в общем настрое армянского общества к своим восточным соседям. Из соображений этики Saxta.info не цитирует особенно “колоритные” выражения армянского сегмента в Интернете. Однако, при желании, с ними можно легко ознакомиться используя поисковики в сети.
Что касается вовлечения армянских детей в войну со стороны армянских властей, то об этом свидетельствуют многочисленные видео и фотографии, широко распространенные в период военных действий в Карабахе и после их окончания.
На видео, распространенном телеграмм-каналами в период Второй Карабахской войны, школьники в Ханкенди, под присмотром взрослых в военной форме разбирают и собирают автомат Калашникова.
На этих кадрах мы видим армянского (судя по голосовым комментариям) подростка, также явно не достигшего совершеннолетия, который совместно со взрослыми в военной форме участвует в подготовке артиллерийского орудия и в итоге сам производит выстрел. Комментарии под видео говорят о том, что действие происходит в Карабахе.
На следующем видео группа малолетних мальчиков-армян, вооруженных автоматами (возможно муляжи) сноровисто обслуживают импровизированный “миномет”, а затем, по команде “старшего” раздается выстрел. Очевидно, что здесь речь не идет о настоящем оружии, однако реалистичность и последовательность действий детей говорит о том, что их готовят к реальным боям.
На фотографиях представленных ниже, по сообщениям, сделанных в Карабахе, мы видим детей с боевым оружием, о назначении которого приносить смерть сомневаться не приходится.
О намерении властей и в дальнейшем обучать подростков и детей для последующего использования в боях косвенно говорят и другие сообщения армянских источников.
Так, в мае текущего года Министерство образования, науки, культуры и спорта Армении анонсировало старт пилотной программы военно-спортивных лагерей для учеников 11 классов, которая в этом году осуществляется в 4 школах страны. Ожидаемо, что ведомство прямо не заявляет о дальнейших планах по использованию сегодняшних детей в качестве солдатов, однако с учетом их идеологической накачки в рамках школьной программы и официальной политики в духе ненависти к азербайджанцам, вкупе с реалиями Второй Карабахской войны, позволяет говорить об этом достаточно уверенно.
Между тем в случае вооруженного конфликта дети пользуются общей защитой, которая предоставляется гражданским лицам, не принимающим участия в военных действиях. Гражданским лицам гарантируется гуманное обращение. К ним применяются правовые положения, регулирующие ведение военных действий. Учитывая особую уязвимость детей, Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. устанавливают ряд конкретных норм, предоставляющих детям особую защиту. Дети, принимающие непосредственное участие в военных действиях, не утрачивают этой защиты. Дополнительные протоколы, Конвенция ООН 1989 г. о правах ребенка и Факультативный протокол к ней устанавливают ограничения на участие детей в военных действиях. Международный уголовный суд квалифицирует вербовку детей для участия в вооруженных конфликтах, как военное преступление.
Таким образом совокупность рассмотренных фактов, сообщений СМИ, фото и видео доказательств позволяет полагать, что в Армении на уровне государственной политики культивируются враждебные настроения по отношению к Азербайджану и азербайджанцам, а также проводится политика милитаризации молодежи, в частности, подростков не достигших совершеннолетия, очевидно, для дальнейшего использования в качестве солдат против назначенного официальной пропагандой врага.
С учетом вышеизложенного, приходим к заключению, что изученное нами заявление омбудсмена Азербайджана достаточно обоснованно.