Поиск

Select theme:

Правдивы ли эти данные об арестах за комментарии в Великобритании и других странах?

В январе 2026 года в Сети стала вирусной инфографика, согласно которой чаще всего за комментарии в интернете арестовывают жителей Великобритании. По этому показателю Соединённое Королевство якобы оставило далеко позади Китай, Турцию, Россию и другие авторитарные государства. Мы проверили, соответствуют ли эти данные действительности.

10 января владелец соцсети X, бизнесмен Илон Маск ретвитнул два поста с одной и той же инфографикой, на которой 14 стран ранжированы по числу арестов за комментарии в интернете. В этом рейтинге с большим отрывом лидировала Великобритания. Первый ретвит Маск сопроводил комментарием «Тюремный остров», а второй — «Почему правительство Соединённого Королевства такое фашистское?» На момент написания этого разбора твиты набрали 18 млн и 13 млн просмотров соответственно. 

О том, что Илон Маск назвал британское правительство фашистским, сообщили Life.ruLenta.ru, «Газета.ру», «Moсква 24», ТАСС, газета «Взгляд» и другие российские СМИ. Заметки c заголовками вроде «Маск назвал Британию тюремным островом» вышли в «Комсомольской правде», «Московском комсомольце», «Бизнес Online», «ФедералПресс» и ИА «Регнум». В русскоязычном сегменте Telegram инфографику и/или комментарий Маска опубликовали каналы «Раньше всех. Ну почти» (700 000 просмотров), «RT на русском» (214 000), «Контекст» (200 000) и др., также ею делились пользователи «ВКонтакте», FacebookThreads и Instagram

Как появилась инфографика

Первый твит, которым поделился Маск, разместил 10 января в 08:03 по московскому времени пользователь DogeDesigner (@cb_doge). Миллиардер ретвитнул его спустя три минуты с комментарием про тюремный остров. С ноября 2025 года Маск в своём блоге называл так Великобританию по меньшей мере четырежды, всякий раз это были комментарии к ретвитам британских правых и ультраправых активистов и групп. 

Второй ретвит Маск сделал в 16:09, поделившись твитом пользователя Basil the Great (@BasilTheGreat) с точно такой же инфографикой и снабдив его комментарием про фашистское правительство.

12 января Маск ретвитнул ещё одну публикацию Basil The Great с похожей инфографикой. Она была оформлена несколько иначе и включала данные ещё по пяти странам, в остальном же два графика идентичны. «Настоящий фашизм — это аресты тысяч людей за публикации в социальных сетях», — прокомментировал Маск.

Данные, легшие в основу обоих изображений, их авторы, судя по всему, взяли из опубликованного 18 сентября 2025 года твита британского ультраправого активиста Томми Робинсона,. В тот же день его сообщение с комментарием «Это безумие» репостнул Маск. Робинсон (настоящее имя — Стивен Кристофер Яксли-Леннон) — неоднократно судимый бывший лидер правой English Defence League и активист нескольких правых движений, организатор антимигрантских митингов в Великобритании в сентябре 2025 года. Как минимум с 2024 года Маск поддерживает Робинсона репостами, а также, по утверждению последнего, оплачивает его судебные издержки

Что вызывает вопросы

Ни Робинсон, ни авторы более поздних твитов не назвали источники данных, которые они приводят. Робинсон лишь уточнил, что это статистика за 2023 год. 

Даже если предположить, что приведённые данные верны, они и в таком виде дают много возможностей для манипуляций — как минимум потому, что сравниваются абсолютные числа, а не число арестов, например, на 100 000 жителей. Уже это вывело бы на первое место Беларусь, население которой примерно в семь раз меньше британского.

Наконец, в странах, по которым приводятся данные, довольно сильно различается законодательство, доля пользователей интернета и соцсетей в частности, степень прозрачности судебных данных и т. п. Одно и то же деяние в разных государствах может считаться уголовным преступлением, административным правонарушением или не караться вовсе. Что ещё важнее, официальные ведомства в своей статистике обычно не разделяют преступления, связанные с нарушающими закон высказываниями, на совершённые онлайн и офлайн. 

Откуда взялись данные по странам

«Проверено» изучило данные по семи государствам, которые приводятся на вирусной инфографике, в первую очередь по лидерам рейтинга.

Великобритания 

Данные о 12 183 арестах в Великобритании за оскорбительные сообщения в интернете приводила газета The Times весной 2025 года. Журналисты изучили отчёты 37 полицейских департаментов за 2023 год по двум статьям: ст. 127 закона о коммуникациях (Communications Act) и ст. 1 закона о злонамеренных коммуникациях (Malicious Communications Act). Авторы публикации при этом обращают внимание, что это данные не всех департаментов. Восемь из них не ответили на запросы или предоставили неполные сведения (и эти данные были исключены из подсчётов), в том числе полиция Шотландии, второй по величине департамент в Великобритании. То есть общее число арестов, вероятно, выше.

При этом, как уже писало «Проверено» в разборе похожего утверждения, в британском законодательстве термин arrest не тождественен, например, российскому аресту. Журналисты The Times уточняют: «Тысячи людей задерживаются (detained) и допрашиваются (questioned) за отправку сообщений, которые вызывают раздражение, неудобство или беспокойство у других людей, через интернет, по телефону или по почте». Из этого фрагмента также видно, что речь идёт не только о комментариях в соцсетях. В материале приводятся слова представительницы полиции Лестершира, заявившей, что преступления, предусмотренные упомянутыми выше статьями, включают в себя телефонные звонки, бумажные письма, электронные сообщения и ложные сообщения в экстренные службы. «Свобода слова закреплена в нашем обществе, и, хотя высказывания могут быть грубыми, невежливыми или оскорбительными, они не могут быть незаконными. Решения принимаются с учетом этого, и, если высказывания не признаны незаконными, они не будут регистрироваться как преступление», — подчеркнула она. Иными словами, в заголовке под зонтичным словом arrest объединены российские задержание, допрос, заключение под стражу и собственно арест. Более того, в британском законодательстве нет аналогичного разделения на уголовное и административное производство.

Далее в статье The Times приводится статистика по делам, в которых полиция обнаружила признаки преступления и которые дошли до суда, а обвиняемые были признаны виновными и получили штраф или тюремный срок. Количество приговоров с 2010 по 2023 год снизилось более чем на треть. Из этих данных следует, что до обвинительного приговора в последние годы доходит лишь порядка 10% задержанных / допрошенных. 

Это, в свою очередь, вызывает дискуссии в британском обществе, в том числе на уровне парламента. Так, заседание 27 июля 2025 года было полностью посвящено проблемам применения вышеуказанных статей и потенциальной неэффективности полиции. Сразу несколько парламентариев отметили рост числа задержаний при сохранении числа осуждённых, то есть большая часть задержаний и допросов была проведена в отсутствие состава преступления. «Критерии для задержания выглядят крайне несовершенными. Полиция тратит свое время впустую», — констатировал лорд Гай Сэндхёрст. 

Таким образом, Робинсон взял статистику по Великобритании из публикации газеты The Times, опустив при этом множество важных деталей, о которых написали журналисты. Во-первых, эти данные неполные. Во-вторых, речь идёт не только о комментариях в соцсетях, но и о бумажных письмах и даже ложных звонках пожарным или спасателям. В-третьих, в 2023 году жителей Великобритании более 12 000 раз задерживали и/или вызывали на допрос, а виновными в нарушении закона признали около 10% из них.

Беларусь

«Проверено» не удалось обнаружить в авторитетных источниках данные об аресте 6205 жителей Беларуси за комментарии в интернете за 2023 или 2025 год. Близкая цифра есть в отчёте Freedom House «Свобода в Сети 2024». Как сообщается в этом документе, в 2023 году в Беларуси было произведено 6386 арестов по политически мотивированным делам, вынесено 1603 обвинительных приговора по уголовным делам и назначено 4466 административных наказаний (в сумме — 6069). Уточняется, что бо́льшая часть этих дел связана именно с онлайн-активностью, включая клевету, диффамацию и деятельность, связанную с экстремистскими группами и материалами. Штраф или срок в Беларуси можно получить не только за пост или комментарий, но и просто за подписку на Telegram-канал, если власти считают его экстремистским. Кроме того, по разным оценкам, от 300 000 до 600 000 белорусов покинули родину после подавления протестов 2020 года, и многие из них, как свидетельствуют опросы, сделали это по политическим мотивам. Оставаясь на родине, эти политически активные граждане, вполне вероятно, увеличили бы статистику задержаний.

Германия

Число в 3500 рассматриваемых дел в год можно найти в интервью прокурора Нижней Саксонии Франка-Михаэля Лауэ. Он озвучил эти данные в эфире CBS News в феврале 2025 года, уточнив, что за четыре предыдущих года его подразделение добилось 750 обвинительных приговоров. По каким именно составам преступления завели эти дела и сколько приговоров были связаны непосредственно с комментариями в Сети, не сообщается, но сам разговор был посвящён противодействию языку ненависти в интернете. 

В Германии, действительно, предусмотрены довольно серьёзные наказания за преступления на почве ненависти, оскорбленияпризывы к насилию, проявления антисемитизма, оправдание нацизма или демонстрацию нацистской символики, в том числе онлайн. При этом Нижняя Саксония — лишь одна из 16 немецких федеративных земель, в которой живёт около 10% населения, то есть статистика по всей стране, судя по всему, существенно выше. 

Полной статистики по арестам или делам за комментарии в Германии «Проверено» обнаружить не удалось. В 2023 году федеральная полиция ФРГ зарегистрировала более 8000 случаев публикации разжигающих ненависть сообщений, включая 3251 случай подстрекательства (по всей видимости, к насилию, ст. 130 УК) и 2438 оскорблений (ст. 185 УК). И вновь это лишь две из возможных причин для заведения уголовного дела или ареста за онлайн-активность. 

Китай

Данные о 1500 человек, арестованных в Китае за год за комментарии, не встречаются в авторитетных источниках. Такое число арестов за распространение ложной информации в интернете указано в опубликованной в апреле 2024 года заметке издания China Daily со ссылкой на данные министерства общественной безопасности КНР. Согласно тем же данным, в рамках кампании, начавшейся в декабре 2023-го, по всей стране было зафиксировано 10 000 подобных случаев, а к различным видам ответственности были привлечены 10 700 человек.

Кроме того, в уголовном кодексе КНР есть статьи, предусматривающие ответственность за дискриминационные сообщения в интернете, разжигание ненависти, проявления сепаратизма и экстремизма и другие действия, которые можно совершать онлайн. По данным того же министерства общественной безопасности Китая, опубликованным агентством «Синьхуа», в первом полугодии 2024 года было раскрыто 3500 случаев кибербуллинга (какие меры были приняты в отношении правонарушителей, не уточняется). По данным Верховного суда, в 2023 году в Китае за онлайн-преступления были осуждены 323 000 человек, их них 51 000 — за мошенничество, 147 000 — за пособничество и 19 000 — за организацию азартных игр. Сколько из оставшихся 106 000 человек привлекли к ответственности за комментарии или другую активность в Сети, не раскрывается. 

При этом сравнения с данными по практически любой другой стране требуют важного контекста: в КНР действует жёсткая интернет-цензура, а местный сегмент Сети ограждён от глобального с помощью так называемого «Великого китайского файрволла». В Китае блокируются иностранные сайты, действуют национальные соцсети и мессенджеры, фильтруется информация, содержащая критику в адрес властей или противоречащая генеральной линии Коммунистической партии, а поисковую выдачу контролирует специальное ведомство.

Турция

В авторитетных источниках число в 500 арестованных за посты или комментарии в Турции не встречается. Подробные данные за 2023 год также недоступны. В 2022 году, по словам министра внутренних дел Сулеймана Сойлу, местная полиция выявила в соцсетях более 132 000 аккаунтов, которые оставляли комментарии и распространяли контент в поддержку террористических организаций. Владельцы 67 385 аккаунтов были идентифицированы, 9314 человек предстали перед судом. В том же году по уголовным статьям, связанным с оскорблением президента и государства (ст. 299 УК) и очернением Турции, турецкой нации или правительства (ст. 301 УК) до суда дошли 7600 дел, реальные сроки получили 1872 человека, с отсрочкой — 3135 человек. В основе как минимум части этих дел лежали именно публикации в Сети. В 2023 году по этим статьям перед судом предстали 6879 человек (1602 из них приговорены к заключению, 1982 получили условные сроки). 

Россия

Данные о том, что в РФ за комментарии в интернете провели 400 арестов, по всей видимости, перекочевали в статистику Робинсона за 2023 год из интервью, которое в 2019 году дал британский политический комментатор Константин Кисин, придерживающийся правых взглядов. Он также сравнивал размах онлайн-цензуры в Великобритании и других странах и также утверждал, что в Соединённом Королевстве она гораздо жёстче. Заявление Кисина широко разошлось в том числе в русскоязычных блогах. «Проверено» тогда выяснило, что проведённое Кисиным сравнение основано на манипуляции данными — в первую очередь потому, что в случае с Россией он ограничился лишь приговорами по уголовным делам в 2017 году, тогда как вместе с административными число таких случаев исчисляется не сотнями, а тысячами.

Что же касается 2023 года, то, по данным правозащитной организации «ОВД-Инфо», только по статье 20.3.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (дискредитация армии) в том году в суды поступило не менее 2830 дел, львиная доля которых связана именно с постами и комментариями. И это только один состав правонарушений — всего же статей, по которым в России могут привлечь к административной или уголовной ответственности за высказывания в интернете, насчитывается более 20. Однако детальной систематизированной статистики по всем ним нет.

Бразилия

Данные о 200 арестованных за комментарии в Бразилии в 2023 году в авторитетных открытых источниках отсутствуют. Газета The Washington Post со ссылкой на государственную статистику писала, что в том году местные суды вынесли более 4800 обвинительных приговоров по делам о расистских высказываниях (сколько из них были сделаны в интернете, не уточнялось). Наиболее громким стал процесс против блогерки Дэй МакКарти, которую в конце 2024 года приговорили к восьми годам и девяти месяцам тюрьмы за расистские ремарки, оставленные онлайн в 2017 году.

Что в итоге

Робинсон, а вслед за ним блогеры и Маск распространили инфографику, на которой безо всякого контекста собраны данные разного качества и отражающие разную статистику. При этом часть из них либо неполна, либо взята из неизвестных источников, либо касается правонарушений, совершённых и онлайн, и офлайн. Оставшиеся сведения в случае одних стран касаются задержаний и допросов, в случае других — уже вынесенных приговоров. Рейтинги, составленные на основе столь разрозненной статистики, крайне манипулятивны.

 

Новости по теме: