После антитеррористических мероприятий, проведенных 19-20 сентября, армянские официальные лица и средства массовой информации постоянно распространяют сообщения о том, что армянское историческое наследие в Карабахе будет демонтировано и разрушено. Информация такого рода более ярко выражена в связи с памятником «Мы - наши горы», установленным в 1967 году на территории Аскеранского района Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджанской ССР, недалеко от города Ханкенди.

Близкий к руководству Армении телеграм-канал «Баграмян26» со ссылкой на посольство Армении в Нидерландах пишет, что памятник «Мы - наши горы» находится под угрозой сноса.

А канал "Sis-Masis" со ссылкой на польского блогера Томаса Бучека, известного своими анти-азербайджанской истерией, проармянством, провокационными и дезинформационными публикациями, пишет, что один из проживающих в Германии азербайджанских оппозиционных блогеров (имя, фамилия, личность не указаны-прим.ред.)) он сказал, что было принято решение о сносе упомянутого памятника.

Вообще-то, армяне говорят, что этот памятник установлен в честь долгожителей, проживающих в Карабахе, и почему-то называют его армянским памятником. Армянские авторы, которые представляют данный монумент как «памятник свободы» террористического режима, 30 лет оккупировавшего Карабах, и говорят, что этот сохранившийся «исторический памятник» является подтверждением и доказательством армянской идентичности в Карабахе. Азербайджан хочет стереть армянское историческое прошлое в регионе, разрушив памятники на территории Карабаха.

Faktyoxla Lab. исследовал эти утверждения и многое другое о «невидимой стороне» памятника.

Для начала дадим краткую информацию о том, кому принадлежит памятник.

Действительно, автором памятника, открытие которого состоялось 1 ноября 1967 года, является армянский скульптор Саркис Багдасарян.

 

Скульптор Саркис Багдасарян

Саркис Багдасарян, житель Ходжавенда, был гражданином Азербайджанской ССР, (родился в селе Бинадареси Ходжавендского района), а памятник установлен на территории Азербайджана за счет бюджета Азербайджанской ССР.  Лишь в конце 1980-х годов, когда спонсируемые Арменией террористы заявили, что создали в Карабахе так называемый режим, они вспомнили о памятнике «Мы - наши горы» и начали представлять его миру как армянское культурное достояние. В сентябре 2013 года памятник был восстановлен на средства проживающего в Москве армянского бизнесмена Карена Авагумяна, сына основателя автохолдинга «Авилон» Камо Авагумяна.

С другой стороны, скульптор Саркис Багдасарян первоначально назвал памятник, созданный им близ Ханкенди в 1967 году за счет бюджетных средств Аз.ССР, «Карабахцы». Когда мы говорим «карабахцы», мы говорим не только о карабахских армянах, но и агдамцах, тертерцах, шушинцах и бардинцах, которые тоже являются карабахцами.

Еще один важный момент. Газета «Правда» от 31 декабря 1976 года под номером 365 вот что писала об архитектурном объекте «Мы — наши горы»: «Монумент является первым памятником мира, построенным в честь долгожителей»». Эту цитату можно найти и в книге Ш.Мкртчяна «История и архитектурные памятники Нагорного Карабаха», изданной в 1988 году.

Если утверждается, что этот памятник установлен в честь долгожителей, проживающих в Карабахе, то почему не вспоминают о Ширин Гасанове, который какое-то время считался самым старшим среди долгожителей в мире?

Давайте рассмотрим факты, свидетельствующие о том, что открытие памятника было приурочено к 150-летию Ширина Гасанова, самого известного карабахского долгожителя, родившегося в 1817 году в Карабахском ханстве:
1. 1 января 1967 года – Ширину Гасанову исполняется 150 лет;
2. Август 1967 года – в 32-м номере журнала «Огонек» опубликована статья о Ширине Гасанове.
3. 1 ноября 1967 г. – торжественное открытие памятника «Мы – наши горы».
4. 1976 г., 31 декабря - Газета "Правда" упоминает об установке этого памятника в честь долгожителей.

Теперь посмотрим на 2-ю часть исследования – «невидимую сторону» памятника в обоих смыслах этого слова.

О памятнике «Мы – наши горы» в СМИ и социальных сетях Армении можно найти бесчисленное множество статей, фотографий и видео. Армянские интеллектуалы, историки, журналисты и блоггеры писали дифирамбы памятнику, распространяя свою фейковую историю и пропагандируя ее для привлечения туристов в регион. Но на этих фото и видео они по незнанию показали реальное состояние памятника, а точнее его ветхое состояние.  

Фотографии, которые мы собираемся представить, взяты из армянских СМИ и социальных сетей.

На этих фото видно, как покрытие памятника заплесневело под воздействием выпавшего снега и дождя, 

некоторые камни откололись из-за эрозии,

кристализация соли,

и даже можно наблюдать, как из-за небрежного отношения, через камни пробились сорняки.

Кроме того, видно, что памятник изрисован армянской молодежью.

Хотим обратить внимание еще на один момент по поводу вандализма и разрушения этого памятника со стороны армян - «невидимые аспекты» памятника. В ходе исследования мы заметили, что фон памятника не виден на большинстве просмотренных нами фотографий и видео. Исходя из этого нюанса, мы просмотрели несколько источников и обнаружили, что за «тайну» армяне на самом деле скрыли за памятником. Это признают и сами армяне. Так, главный редактор издающейся в Ханкенди газеты «Нор Эдж» («Новая страница») Вардгес Овиан опубликовал  статью , резко критикующую разрушение памятника из-за пренебрежения и действий чиновников террористического режима, которые временно руководил Ханкенди.

Вардгес Овиан

В статье «Мы – наши горы» не в плачевном состоянии, а в позорном», автор цитирует статью молодежного движения «Мы не будем молчать» о позорном состоянии «Мы – наши горы» и ответ т.н. заместителя мэра города Ханкенди Армена Авакяна в news.am. Он пишет, что очень взволнован: «Во-первых, памятник «Мы – наши горы» — это не карманный платок, который вы кладете в карман и ошибочно думаете, что он «чистый», ведь у нас дома есть стиральная машина. это не платок, который можно положить в карман и спокойно заявить, что он чистый, потому что в нашем доме есть стиральная машина… Во-вторых, «Мы не будем молчать», сообщают о не столь плачевном состоянии памятника, о другой постыдной ситуации».
И в качестве доказательства он приложил к распространенной им новости видеозапись от 12.09.2011. То есть, когда автор говорит «о другой постыдной ситуации», он имеет в виду, что памятник используется людми для удовлетворения своих физиологических потребностей и что вокруг распространяется смрад нечистоты.

Вардгес Овиан пишет: "Я знаю одно точно:  один из памятников нашей культуры, сегодня находится в аварийном состоянии. Речь идет не только о надписях и резьбе, сделанных на статуе разными идиотами, которые «выштамповали» на памятнике свое жалкое имя, думая, что это кратчайший путь к бессмертию. Речь идет о том, что камни мемориала местами разбиты или сильно помяты, а на памятнике, точнее, на голове бедного дедушки, заросла трава и сорняки...».

По заключению автора, памятник «Мы – наши горы» сегодня – это не только символ и культурная ценность, сегодня оно невольно стало каменным свидетельством другого феномена под названием «Мы – наши проблемы».

Кстати, отметим, что даже в советское время к упомянутому памятнику было половинчатое отношение. Об этом пишет Ильхам Джамилоглу, азербайджанский журналист, живший в Ханкенди: «Как житель Ханкенди могу отметить, что в советский период перед этим памятником не разрешалось проводить какие-либо мероприятия. Чиновники, приехавшие в Ханкенди из Баку и Москвы, никогда не посещали этот памятник. Заброшенная зеленая территория вокруг «Мы - наши горы» стала тайным местом развлечений пьяниц и армянских проституток»  

В заключение обратим внимание армянской стороны на один факт: после освобождения Ханкенди от оккупации азербайджанская сторона впервые установила полицейский пост возле этого памятника. Это показатель ценности и внимания, уделяемого историческим памятникам и культурному наследию Азербайджанского государства.

Результат:

- Памятник, который армяне называют «Папик-татик», не имеет никакого отношения к армянам и Армении, кроме национальности скульптора;

- Во время оккупации памятник из-за пренебрежения армян пришел в запустение и даже использовался армянами для удовлетворения своих физиологических потребностей ;

- У азербайджанской стороны нет инициативы по демонтажу и уничтожению этого памятника, и это очередная ложная информация и дезинформация, распространяемая армянами.