Избирательная кампания двух предвыборных коалиций, соревнующихся на президентских и парламентских выборах, которые состоятся в Турции 14 мая, - «Народного альянса» и «Национального альянса» - вступила в самую решающую стадию. Обе стороны говорят о своих планах на будущее, исходя из своих предвыборных программ. Лидер правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Реджеп Тайип Эрдоган полагается на подписанные им мегапроекты и многочисленные успехи, которых он добился. Верность обещаниям, которые он давал до сих пор, способность претворить в жизнь свою идеи  сформировали реальное восприятие президента Реджепа Тайипа Эрдогана у турецкой общественности. Однако нет единого мнения о председателе Республиканской народной партии (CHP) Кемале  Кылычдароглу, который является кандидатом от «Национального альянса». Он никогда не был у власти и не служил государству и народу, так что нет серьезных оснований оценивать его деятельность. С этой точки зрения число тех, кто верит обещаниям Кылычдароглу об экономическом и социальном благополучии, довольно велико, равно как и число тех, кто ему не верит.

Дело в том, что 244-страничный документ «Ортак мутабакат метни» (Соглашение о единой политике), обнародованный в феврале «Национальным альянсом», основным автором которого является Республиканской народной партии (CHP), турецкой общественностью расценивается как несерьезный документ. Потому что ни одна из его статей не оригинальна и новых целей нет. Текст документа одинаков по содержанию, но отличается по форме, разработан на основе статей Избирательного манифеста, обнародованного ПСР еще в 2002 году. Большая часть целевых приоритетов реализована правительством Эрдогана за годы его пребывания у власти. Таким образом, каждый пункт основных статей, таких как право и судебная власть, государственное управление, борьба с коррупцией, прозрачность и контроль, экономика, финансы, занятость, наука и образование, предпринимательство и цифровая трансформация, социальная политика, внешняя политика, оборона и безопасность, миграция, подавляющее большинство каждой цели было выполнено ПСР. К пунктам документа об экономической и социальной политике «Национальный альянс» добавил только два пункта – возврат денег, полученных коррупционным путем, и вывоз иностранной валюты из страны.

 

В Совместном меморандуме, который представлен общественности как новационный, в основном говорится об изменениях во внешней политике и безопасности, региональном сотрудничестве, демократии, правах человека, избирательном законодательстве. Они были подготовлены в контексте интересов Запада и служат отстранению Турции от национальных интересов. Таким образом, интеграция на Запад, подчинение национальных и политических интересов Турции в регионе европейским интересам, отказ от военно-политических проектов, дистанцирование от исламских ценностей, принятие европейских ценностей в качестве базовых принципов и гарантии прав человека, включая защиту права представителей сексуальных меньшинств и членов ЛГБТ, предоставление политических и социальных прав прокурдским PKK və HDP нашли отображения в этом меморандуме. ссылка

Поскольку Партия справедливости и развития реализовала большую часть экономических инициатив, включенных в «Ортак мутабакат метни» (Соглашение о единой политике) еще до выборов, эти пункты уже вошли в архивы истории. Например, Кылычдароглу, назвавший план Эрдогана по добыче газа в Черном море сказкой и заявивший, что этот экономический проект станет возможным после их прихода к власти,  хранил молчание после того, как состоялась церемония начала подачи природного газа в национальную газотранспортную систему Турции 20 апреля 2023 года в Филиосе, на западном побережье Черного моря. Кылычдароглу, который однажды иронизировал по поводу того, что Турция будет производить национальный автомобиль TOGG, танк, военный корабль, национальный самолет, и заявил, что этого никогда не произойдет при власти ПСР, включил эти реализованные проекты в свои экономические инициативы. В то время как Эрдоган претворяет в жизнь свои обещания об экономических реформах, Кылычдароглу, у которого, видимо, нет новых идей и программ, в настоящее время занят обещаниями гражданам о будущем экономическом развитии Турции в предвыборном марафоне.

Оставив их пока в стороне, хотелось бы обратить внимание на то, что некоторые экономические исследовательские группы и центры Запада присоединились к кампании в пользу «Национального альянса» в избирательном процессе.

Продвижение «Национального альянса» западными экономическими исследовательскими группами

Goldman Sachs, один из крупнейших инвестиционных институтов США, пытается создать ложное представление о том, что финансовая и банковская система Турции вот-вот рухнет. Goldman Sachs пишет, что страна переживает непростой период на фоне высокой инфляции и резкой девальвации национальной валюты. Цитата: «Турецкая лира должна обесцениться на 13 процентов в ближайшие годы. Если этого не произойдет, может потребоваться корректировка дефицита счета текущих операций, чтобы предотвратить резкое обесценивание турецкой лиры. Аналитики банка отмечают, что уровни депозитов в спотовой валюте выглядят достаточно справедливо, если аналогичная коррекция произойдет в период 2018-2019 годов. Если дефицит счета текущих операций достигнет 7-8 процентов валового национального продукта, обесценение турецких лир составит 18 процентов».

 

Goldman Sachs пишет, что если нынешнее финансовое управление сохранится, то есть, если Эрдоган выиграет на выборах, текущий обменный курс доллара 19,50 по отношению к турецкой лире может подняться до диапазона обменных курсов 22-23. источник

Эта является открытой спекуляцией, основанной на ложных прогнозах, и призвана вызвать недоверие к правительству Эрдогана.  Цель заявления о том, что что лира резко обесценится, а экономика ухудшится состоит в том, чтобы заставить граждан поверить в то, что экономический успех будет достигнут за счет смены правительства, и призвать доверять оппозиции.

JPMorgan, еще одна глобальная финансовая организация США, некоторое время назад сделала «прогнозы», ставящие под сомнение финансовую политику нынешнего правительства Турции. Организация считает, что высокая инфляция в Турции оказывает сильное влияние на общественную жизнь в стране и создает препятствия для инвестиционных программ для международных инвесторов на фоне повторяющихся рыночных колебаний. То есть, если после выборов не будут внесены изменения в экономическую политику, эта тревожная ситуация сохранится. Обменный курс доллара США по отношению к турецкой лире увеличится до 25 лир в сценарии «сильной политики» и до 30 лир в сценарии «умеренной политики». источник 1: Bloomberg источник 2: Reuters

 

По этому «прогнозу» можно судить о том, что нынешнее правительство Турции не способно внести изменения в сторону улучшения экономического положения страны. Этим скрытым сообщением и намеками JPMorgan призывает турецкого избирателя к следующему: «если вы хотите изменений в экономической политике, не голосуйте за действующее правительство».

Еще одно подобное поведение можно увидеть в позиции ведущих финансовых учреждений Дании. «Danske Bank», крупнейшая финансовая единица Дании, в своих замечаниях по поводу президентских и парламентских выборов, которые состоятся в Турции 14 мая, демонстрирует свое намерение напрямую служить предвыборной пропаганде оппозиции, критикуя экономическую политику правящей ПСР.  Цитата: «В течение последних двух лет нетрадиционная экономическая политика президента Эрдогана подорвала экономику Турции и потеряла популярность. В случае победы оппозиции мы ожидаем стабилизации финансовой ситуации в Турции, нормализации денежно-кредитной политики, значительное увеличение процентных ставок и повышение курса лиры».

 

Обратим внимание на довольно нелепый и прискорбный прогноз: Минна Куусисто, главный аналитик Danske Bank, выразила свое истинное намерение и подчеркнула, что победа оппозиции, несомненно, станет во многом переломным моментом в экономической политике, и их экономические прогнозы оправдаются: «Если после выборов правительство не изменится, серьезных изменений и положительного влияния на рынки не будет». Источник

В британском финансовом институте Standard Chartered отмечают, что, несмотря на правительственные стимулы экономического роста и финансовые стимулы, финансовая система якобы ухудшится под давлением, а стоимость национальной валюты немного потеряет. Эта организация, которая снизила прогноз экономического роста Турции на 2023 год с 3 процентов до 2,5 процента, утверждает, что «выборы могут стать поворотным моментом для Турции», и подчеркивает, что только новое правительство может обеспечить нормализацию экономики. Ссылка


Подобные политические мотивы можно увидеть и в мнении американского глобального инвестиционного банка Morgan Stanley. Вместо проведения экономического анализа эта исследовательская группа пытается манипулировать будущими перспективами турецкой экономики непосредственно в своих политических интересах. В докладе говорится, что в сценарии, когда Реджеп Тайип Эрдоган победит на выборах, будет продолжена политика низких процентных ставок в финансово-банковском секторе, финансовые условия и рыночные процентные ставки будут определяться альтернативными инструментами и правилами банковского сектора, которые якобы не будут иметь открытые возможности для инициатив экономического развития. В текущих условиях обменный курс резко вырастет, а доллар резко вырастет в последнем квартале 2023 года из-за увеличения дисбаланса. Это также может привести к частичному повышению процентных ставок Центральным банком. Рецессия произойдет в 2024 году до роста инфляции и связанных с ней новых основ макроэкономической политики.

Согласно отчету, финансовая стабильность будет восстановлена, если на выборах победит «Национальный альянс», выдвинувший кандидатуру Кемаля Кылычдароглу, а Центральный банк может повысить процентную ставку до 30-35% на первом этапе и до 40-45% в конце года, что обнадеживает финансовый сектор и бизнес. Относительно общего состояния экономики констатировано, что в связи с дезинфляционной обстановкой в ​​2024 году в первые три квартала будет экономический спад, а затем может произойти быстрое восстановление. Ссылка

Как видно, подход Morgan Stanley связан исключительно с политическим событием, и делаются ложные и популистские прогнозы о том, что Турция вступит в новый этап экономического развития, если Кылычдароглу будет избран президентом. Сам этот доклад напрямую служит предвыборной кампании «Национального альянса» и может быть расценена как провокация, направленная против Эрдогана.

Количество материалов таких экономических институтов, работающих на благо «Национального альянса» и обслуживающих избирательную кампанию, достаточно велико, и представлять каждый из них в отдельности было бы долго. Обобщая каждый из них, не вызывает сомнений, что в основе их лежит один и тот же похожий сценарий. Поскольку ни один из них не хочет касаться каких-либо успехов, достигнутых благодаря руководству Эрдогана, они не упоминают ни одной фразы или цифры о позитивной динамике, происходящей в турецкой экономике.

Однако, вопреки прогнозам этих институтов, финансово-банковская система Турции, социальный сектор укрепляется.

Экономика Турции показала лучшие темпы роста в Европе, увеличившись на 5,6 процента в 2022 году. ВВП в 2022 году составил 950 миллиардов долларов. ссылка

Согласно проекту бюджета на 2023 год, расходы бюджета составляют 4,470 трлн турецких лир, а доходы бюджета - 3,810 трлн турецких лир. Это означает 255 миллиардов долларов.

Государственный бюджет Турции увеличился примерно в 45 раз за последние 20 лет.

Расходы на образование в бюджете составляли 7,5 миллиардов лир, когда ПСР пришла к власти в 2002 году, но теперь они были увеличены до 435 миллиардов лир. Деньги, выделяемые на образование, за последние 20 лет увеличились в 58 раз.

В течение 2002-2023 гг. расходы социального бюджета, направленные на социальную защиту населения, выросли более чем в 161 раз, с 1,6 млрд лир в 2002 г. до 258,4 млрд лир в 2023 г. Расходы на сектор здравоохранения увеличились в 45 раз с 15,5 млрд лир до 696,8 млрд лир. лира.

В 2023 году малым и средним предприятиям было выделено субсидий на сумму 11 млрд лир, сельскому хозяйству было выделено 142,9 млрд лир, а на поддержку реального сектора было выделено 145,4 млрд лир. Правительство предоставляет субсидии в размере 80 и 50 процентов на использование гражданами электроэнергии и природного газа. ссылка

В настоящее время годовой экспорт Турции увеличился на 12,9 процента в прошлом году и достиг 254,172 миллиарда долларов. Однако в 2002 году экспорт составил 35 миллиардов долларов, что означает, что экспортная мощь страны увеличилась в 8 раз за последние 20 лет. источник

В течение 2002-2022 годов объем иностранных инвестиций в Турцию превысил 240 миллиардов долларов. ссылка

ПСР удалось поднять ВВП в 7 раз за последние 20 лет, и ВВП, который составлял 150 миллиардов долларов, сейчас приблизился к 1 триллиону долларов. ВВП на душу населения увеличился с 2 584 до 10 700 долларов. ссылка

Туристический и промышленный сектор Турции за последние 20 лет побили мировые рекорды. Если в 2002 году число туристов составляло 13 миллионов человек, то в 2022 году оно достигло 50 миллионов человек, доходы от этой сферы выросли с 8,5 миллиардов долларов до 46,3 миллиардов долларов, и Турция вошла в топ-8 туристических стран мира. источник

Стратегические валютные резервы Турции также значительно выросли за последние 20 лет и в настоящее время достигли 122,5 миллиарда долларов. ссылка

Турция сохранила темпы роста экономики как в первом квартале 2023 года, так и в 2022 году. Несмотря на то, что 20 процентов экономических ресурсов государства остались вне обращения в результате разрушительного землетрясения, произошедшего в феврале, национальная экономика вырос на 117,2 млрд лир или 7 млрд долларов. Источники экономического финансирования банков расширились и увеличились на 14 до 117,5 млрд лир (7,5 млрд долларов) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ссылка

Запад стоит за проблемами, возникающими на банковском и денежном рынке Турции, обесцениванием лиры и долларовыми спекуляциями. Турция столкнулась с искусственным давлением на национальную валюту Турции, «валютными спекуляциями» и в этом процессе сотрудничеством местных вероломных финансистов и иностранных инвесторов, которые их контролируют, даже накануне муниципальных выборов в Турции. Об этом неоднократно заявлял президент Реджеп Тайип Эрдоган. ссылка

При подходе с этой точки зрения тенденции, которые мы показали выше, недвусмысленно подкрепляют следующий вывод:

  1. Увеличение экономической мощи Турции не идет на пользу Западу. Запад хочет, чтобы у власти было слабое с экономическойточки зрения управление, и особенно то, что чтобы финансовая система находилась в руках огромных глобальных финансовых пирамид. Это бы означало, что политические требования и приказы международных держав быдут приниматься легко.
  2. Экономическая слабость Турции означала бы, что европейские страны будут гегемонами на мировых рынках и крупных трансконтинентальных проектах. В связи с этим Запад хочет видеть Турцию слабой и зависимой страной.
  3. Европейский Союз озабочен тем, чтобы иметь право голоса в Черном, Средиземноморном, Мраморном морях и международных проливах. Мы наблюдали это на фоне беспокойства Запада, когда Турция открыла «зерновой коридор» и другие гуманитарные коридоры во время российско-украинской войны.
  4. Строительство Турцией Среднего коридора, соединяющего тюркские государства, не в интересах Запада. Потому что это огромная транзитная артерия из Китая в тюркские государства Средней Азии и Кавказа, а также Венгрию, которая официально стала членом Организация тюркских государств. Такой стратегический альянс не в интересах Европы и США.
  5. Основу экономики Турции составляет промышленность, и оборонно-технологический, автомобильный, машиностроительный сектора бьют рекорды. В ближайшее время Запад будет в шоке от перехода мировых рынков в руки Турции.
  6. Огромные проекты Эрдогана, показавшего Западу его место своим определением того, что «мир больше пяти», обеспечили прочное геополитическое единство Турции с регионами Центральной и Восточной Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока, Южного Кавказа. Это означает более 30 процентов карты мира. Эта политическая реальность вызывает смятение на Западе.

Реджеп Тайип Эрдоган, архитектор сильной турецкой экономики, создал все эти реалии, которые мы перечислили, и он настаивает на их дальнейшем продвижении с новыми проектами.

Запад может сдержать эту неудержимую волну благодаря «Альянсу» Кылычдароглу, который готов поступиться национальными интересами страны и хочет возглавить покорную Западу Турцию.

Последнее слово принадлежит турецкому народу. На выборах 2002 года народ выбрал Партию справедливости и развития. Нет никаких сомнений в том, что президент, отвечающий за свой народ, будет вновь переизбран.