Член Президиума ПНФА Немат Алиев выступил с утверждениями о том, что инвестиции Азербайджанского Государственного нефтяного фонда (ГНФАР) в банковский сектор и рынок недвижимости Российской Федерации обанкротились, в связи с чем активы фонда сократились. Он утверждает, что ГНФАР вложил в российские рынки 497 миллионов долларов и потерял 79 процентов своего капитала. Мол, российская политика фонда полностью провалилась.
Faktyoxla Lab. попытался выяснить, соответствуют ли утверждения Немата Алиева действительности. Действительно ли ГНФАР потерял активы, которыми он управляет в финансово-имущественном секторе России, и обанкротился?
Н.Алиев утверждает, что Государственный нефтяной фонд потратил 8-9 лет назад 633 миллиона долларов на недвижимость на российских рынках и 497 миллионов долларов на акции банка ВТБ. Давайте проясним этот вопрос.
Во-первых, ГНФАР не потерял от инвестиций в недвижимость в России. Доля инвестиций в недвижимость в структуре инвестиционного портфеля фонда составляет 6,3%, что при оценке его финансовой стоимости в денежном эквиваленте означает $ 284 млн. ( Источник )
Фонд скупает недвижимость с 2012 года и приобрел офисы и торговые центры в ряде крупных городов, таких как Лондон, Москва, Париж, Милан, а также в Сеуле и Токио в Азии.
Активные инвестиции России в рынок недвижимости составляют порядка $130-135 млн, в том числе в 2012 году московский торгово-офисный центр «Галерея Актер» (приобретен за $133 млн) на Тверской улице, 16. ( Источник )
Годовая арендная плата за указанную недвижимость составила 9,6 миллиона долларов, и Фонд ежегодно получал дивиденды с 2012 года, сдавая это здание в аренду различным финансовым, страховым и консалтинговым компаниям, а также различным коммерческим компаниям класса люкс и среднего класса, и за последние 10 лет заработал не менее 96 миллионов долларов и почти 80 процентов из 133 миллионов долларов, потраченных в свое время. Даже если Фонд сегодня продаст эту недвижимость за 133 миллиона долларов, она снова окажется прибыльной.
Другой момент. Сегодня стоимость имущества Нефтяного фонда только в России составляет почти 50 процентов, то есть половину стоимости совместного имущества ($284-133 = $ 151 млн) в 5 странах. В таком случае как имущество Фонда в Москве можно считать безполезной? Даже если фонду придется продать это офисное здание в России за 136 миллионов долларов, Азербайджан все равно не нанесет ущерба.
Уточним мнение Н.Алиева о том, что Госнефтефонд потратит 500 миллионов долларов на акции банка ВТБ. Экономист утверждает, что Фонд совместно потратил $ 633 млн 8-9 лет назад на недвижимость и 3% на акции банка ВТБ. Если исходить из инвестиций в недвижимость стоимостью $ 133 млн в Москве, то для “банка ВТБ” нужно потратить $ 500 млн.
Фонд так много инвестировал в Банк ВТБ? Доля в общих активах Государственного нефтяного фонда составляет 17,9%. Доли Фонда в Банке ВТБ составляют 3% от общего количества акций. В денежном выражении это эквивалентно 243 миллионам долларов. Нефтяной фонд ежегодно получает значительную прибыль от вложений в Банк России (инвестирует с 2013 года). Годовая прибыль колебалась на протяжении многих лет: общая сумма дивидендов составила 25 миллионов долларов в 2013-2016 годах (6,2 миллиона долларов в год) и 7 миллионов долларов в последующие годы. Таким образом, объем активов составляет 20 трлн руб. Банк ВТБ, в котором работает более 80 000 сотрудников и который является одним из важнейших системно значимых банков в Российской Федерации, к марту 2022 года выплатил крупную прибыль всем своим акционерам. Это связано с тем, что акции банка выросли в цене на российском рынке акций, чем другие финансовые учреждения. ( Источник )
Таким образом, общая сумма дивидендов, полученных Фондом от банка ВТБ за последние 9 лет, превысила 50 миллионов долларов.
Резкое падение на российских валютных рынках в основном было зафиксировано в марте-апреле, а среднерыночный индекс цен в расчете на одну акцию банка ВТБ снизился с 0,025 до 0,018 п.п. Он упал примерно на 10,4 процента.
Убыток доли ГНФАР в банке от колебаний процентной ставки за 3 месяца составил $23-24 млн (243 млн * 10,4%). Однако после мая цены как рублевых, так и фондовых индексов на рынке ценных бумаг восстановили свое прежнее рыночное значение. Это означает, что возвратность банковских вложений ГНФАР, обесценившаяся в предыдущие два месяца, восстановлена. Другими словами, акции ГНФАР в банке ВТБ в настоящее время компенсируют потери стоимости. ( Источник )
Наконец, давайте посмотрим на долю российского рубля в портфеле ГНФАР. Основная доля распределения иностранной валюты Фонда приходится на доллары США (70%). Около 19,5% доли валюты - евро. После вычета британского фунта стерлинга (4,8%) на российский рубль приходится лишь 0,3% оставшейся 5-процентной валютной корзины Нефтяного фонда. Это означает, что только 0,3% активов Фонда в размере 45,2 млрд долларов США, или 135 млн долларов США, составляют рубли. В марте рубль обесценился всего на 20 процентов. Около 20 процентов от 135 миллионов составляют 25-26 миллионов долларов. Это также означает, что обесценивание рубля затронет лишь 0,2 процента валютных резервов ГНФАР. Зато подорожание доллара США, который является базовой валютой в портфеле Государственного нефтяного фонда, то есть валюты на 32 миллиарда, всего на 1 процент приносит 320 миллионов долларов дивидендов.
На фоне сложных глобальных изменений рынка акции, недвижимость, облигации и т.д. ожидают падения в цене, и от этого не застрахован ни один инвестор. Для инвесторов во всем мире нормально проигрывать от падения цен, точно так же, как они постоянно выигрывали от роста цен на акции. Это глобальная экономическая модель. Например, в первом квартале 2022 года ведущие фондовые индексы — European Aviation Index, Euro Stoxx, FTSE 100, DAX, Nasdaq, Nikkei, Hang Seng — резко упали. Конфликт между Украиной и Россией ускорил этот процесс. В результате крупные компании и акционеры в большинстве стран потеряли свои инвестиции. ( Источник )
Чистый убыток крупнейшего в мире фонда Norwegian Petroleum Fund из-за колебаний акций и других финансовых инструментов на международных рынках в первом квартале 2022 года составил 74 миллиарда долларов.
Результат:
- Со стороны Немата Алиева нелогично и неразумно напрямую связывать тот факт, что активы Государственного нефтяного фонда испытывают негативные тенденции, вызванные краткосрочными колебаниями рыночной стоимости, напрямую с российскими рынками.
- Все показатели инвестиционного отчета Государственного нефтяного фонда за первый квартал 2022 года подтверждают, что Фонд не понес убытка в размере $497 млн на рынке недвижимости России, а также убытков в виде акций и объектов недвижимости.