На официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации появился текст провакационного содержания.
В нем, в частности, говорится о том, что "с 24 по 25 марта вооруженные силы Азербайджанской Республики, нарушив положения трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года, зашли в зону ответственности российского миротворческого контингента на территории Нагорного Карабаха и выставили наблюдательный пост".
"Нанесено четыре удара беспилотным летательным аппаратом типа "Bayraktar-TB 2" по подразделениям вооруженных формирований Нагорного Карабаха в районе населенного пункта ФУРУХ (Парух). В настоящее время командованием российского миротворческого контингента предпринимаются меры для урегулирования ситуации и возвращения войск в исходное положение. Азербайджанской стороне направлен призыв по отводу войск", - указывается в заявлении МО РФ.
Данное откровенно провокационное заявление со стороны российского оборонного ведомства не осталось без ответа.
Министерство обороны Азербайджанской Республики выразило сожаление в связи с односторонним, не отражающим действительности, заявлением Министерства обороны Российской Федерации от 26 марта 2022 года.
«25 марта в ходе телефонного разговора министра обороны генерал-полковника Закира Гасанова с министром обороны Российской Федерации генералом армии Сергеем Шойгу была обсуждена ситуация, сложившаяся на территории Азербайджана, где временно дислоцирован российский миротворческий контингент. В ходе беседы азербайджанской стороной было заявлено о том, что на пунктах проводится уточнение позиций и мест дислокации.
Несмотря на это, утром 26 марта члены незаконных армянских вооруженных формирований предприняли попытку совершить диверсию против подразделений Азербайджанской армии. В результате незамедлительных мер члены незаконных армянских вооруженных формирований были вынуждены отступить.
Министерство обороны заявляет, что Азербайджан привержен трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года и не нарушал его положений.
С сожалением отмечаем, что в соответствии с пунктом 4 данного заявления до сих пор не выполнен полный вывод остатков армянской армии и незаконных армянских вооруженных формирований с территории Азербайджана. Нарушает положения заявления Армения, а не Азербайджан.
Министерство обороны заявляет, что данное заявление Министерства обороны Российской Федерации противоречит характеру двусторонних отношений и Декларации о союзническом взаимодействии, подписанной между двумя странами 22 февраля 2022 года.
На территории Азербайджана нет административно-территориальной единицы под названием «Нагорный Карабах». Название села, упоминаемого в заявлении, не Фурух, а Фаррух.
В связи с вышеизложенным Министерство обороны Азербайджанской Республики призывает Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с положениями трехстороннего заявления обеспечить полный вывод остатков армянской армии и незаконных армянских вооруженных формирований с признанных международным сообществом территорий Азербайджана, не представлять в искаженной форме движение вооруженных сил Азербайджана в пределах суверенных территорий нашей страны, не использовать выражение «Нагорный Карабах» и правильно указывать название территорий Азербайджана», - говорится в заявлении минобороны Азербайджана.
Faktyoxla Lab. разобраться в некоторых деталях заявления МО России, безусловно, вызывающих серьезные вопросы.
В первую очередь, возникает законный вопрос, почему Минобороны России характеризует армянских боевиков, находящихся в зоне их ответственности на территории Азербайджана "подразделениями вооруженных формирований Нагорного Карабаха"? Но главное - почему какие-то вооруженные люди, безотносительно их статуса, вообще находятся на суверенной территории Азербайджана, временно находящейся под контролем российского миротворческого контингента?
Этот вопрос вызывает удивление, поскольку вывод всех армянских вооруженных сил является обязательным условием трехстороннего заявления по Карабаху Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 10 ноября.
Об этом черным по белому написано в пункте 4 документа.
По логике вещей, а также согласно букве трехстороннего заявления по Карабаху, на этих территориях Азербайджана не должно было оставаться ни одного воооруженного армянина. Однако они там не только оставались, по всей вероятности, за это время к ним из Армении неоднократно прибывало подкрепление.
Напомним, что российские миротворцы размещены в регионе в соответствии с трехсторонним Заявлением Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 9 ноября. В их функции входит, главным образом, обеспечение безопасности передвижения гражданского населения и гражданских грузов по Лачинскому коридору между Ханкенди и Республикой Армения.
Другой составляющей действующей системы безопасности в Карабахском регионе является Совместный российско-турецкий мониторинговый центр по контролю режима прекращения огня в Карабахе, расположенный в Агдамском районе, который был открыт 30 января прошлого года в соответствии с меморандумом, подписанным главами оборонных ведомств России и Турции 11 ноября 2020 года. Основной задачей центра, развернутого на территории Агдамского района, является контроль за выполнением пунктов трехстороннего заявления, подписанного Президентом Азербайджанской Республики, Президентом Российской Федерации и премьер-министром Республики Армения, и достигнутых договоренностей.
О пренебрежении своими обязанностями со стороны военных РФ заявлялось неоднократно. Не раз российскрй стороне напоминалось, что в круг обязанностей миротворческих сил России входит не только предотвращение проникновения военнослужащих Армении на территорию Карабаха, но и обеспечение вывода оставшихся там армянских военных. Тем не менее и это обязательство Москвы не выполняется. Об этом свидетельствуют многочисленные видеоролики, как рядовых пользователей.
Отметим, что в информационном бюллетене Министерства Обороны РФ, вопросы вызывает не только формулировка “подразделения вооруженных формирований Нагорного Карабаха” в отношении незаконных армянских вооруженных формирований на территории Азербайджана, но и названия населенных пунктов. В частности, в тексте Ходжавендский район упомянут как Мартунинский, а Агдеринский район как Мардакерт. Та же картина наблюдается на картах размещения российских миротворческих сил, регулярно публикуемых на сайте ведомства. Однако в отличие от карт, на которых многие названия сохранились со времен СССР, в текстах официального ведомства России, признающей суверенитет и территориальную целостность Азербайджана, заменить их на официально принятые в нем, не составило бы большого труда.
Примечательно, что и на бытовом уровне среди российских военных в Карабахе царит сочувственное, если не пристрастное отношения к армянским жителям региона, что явно противоречит самой философии миротворчества, требующей от его участников равноудаленного отношения к противоборствующим сторонам, и свидетельствует об их предвзятости. Подобные видео достаточно часто встречаются социальных медиа-ресурсах.
Предположить, что российский генералитет, в открытую демонстрирует тенденциозность в отношении сторон конфликта вопреки воле Кремля достаточно нетрудно: речь идет об очевидном признании намеренного нарушения в ущерб Азербайджану положений пункта 4 трехстороннего заявления по Карабаху от 10 ноября со стороны Москвы, гарантом выполнения которых она является.
С другой стороны, мирным договором, формально считается окончательное принятие двумя или более сторонами, находившимися друг с другом в состоянии войны (вооруженного конфликта), обязательств о прекращении военных действий на основании письменно закрепленного соглашения.
В пункте “А” статьи 2 Положения Венской Конвенции 1969 года, которой регулируются критерии и нормы международных договоров, заключаемых по разным вопросам, закреплено следующее определение этого юридического понятия: «Договор» означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Таким образом, Заявления Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 10 ноября 2020 года и 11 января 2021 года по сути соответствуют критериям Венской Конвенции, поскольку официально подписаны тремя сторонами соглашения в лице легитимных руководителей этих стран. Правда, упомянутая Конвенция предполагает ратификацию таких документов, в качестве условия для вступления в силу, в рамках законодательств стран-участниц, и эта процедура, формально, не соблюдена.
Но история знает немало примеров, когда государства, заключив фактически мир, формально не ратифицировали мирный договор и даже порой не подписывали его, что не отражалось в сущности, ни на их взаимоотношениях, ни на миропорядке в целом.
Рассмотрим некоторые из них. Наиболее известным из них является отказ правительства США ратифицировать Версальский мирный договор, заключенный 28 июня 1919 года по итогам Первой мировой войны. Версальский договор вступил в силу 10 января 1920 года, после ратификации его Германией и четырьмя основными союзными державами — Великобританией, Францией, Италией и Японией. Из государств, подписавших Версальский договор, США, Хиджаз и Эквадор в дальнейшем отказались его ратифицировать. Сенат США отклонил договор в связи с нежеланием связывать страну участием в работе Лиги Наций, устав которой был составной частью договора.
Далее, капитуляцией Германии в мае 1945 года ознаменовалось окончание Второй мировой войны. Затем, поскольку она была разделена на секторы оккупации между державами-победительницами, единый правопреемник нацистского Рейха отсутствовал, и мирный договор заключать было не с кем. Состояние войны в техническом смысле продолжалось до объединения Германии в 1990 году.
Далее, в Заявлениях Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 10 ноября 2020 года и 11 января 2021 года нет ни слова о так называемом статусе Нагорного Карабаха.
Нагорно-Карабахской Автономной области (НКАО), существовавшей в 1923—1991 годах в составе Азербайджанской ССР, сегодня попросту нет в качестве легитимного территориального образования. 26 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял постановление о ликвидации НКАО.
Так называемый “референдум по вопросу независимости Нагорного Карабаха от Азербайджана”, который прошёл 10 сентября 1991 года был проведен без участия азербайджанского населения и согласия Азербайджанской Республики, вследствие чего не был признан на международном уровне государствами-членами ООН.
После распада СССР международно-правовая доктрина “uti possidetis juris” легла в основу международной, региональной и национальной легализации границ постсоветских стран, только что обретших независимость. Согласно этой доктрине, территория и границы Азербайджанской Республики после восстановления государственной независимости также регулируются в форме правопреемства территорий и границ, существовавших в то время, когда она была в составе СССР. И в этом случае Нагорный Карабах, безусловно, является составной частью Азербайджана.
Поскольку международное право признает юрисдикцию Азербайджана на всей территории в границах Азербайджанской ССР на момент распада СССР, все вопросы административно-территориального деления регулируются согласно национальному законодательству и политической воле ее руководства.
Таким образом, Нагорно-Карабахской автономной области уже не существует, а самопровозглашенную “Нагорно-Карабахскую республику“ страны-члены Организации Объединенных наций не признали. На территории Азербайджана нет административно-территориальной единицы под названием «Нагорный Карабах».
И, наконец, Баку, еще в период военных действий гарантировал армянской общине Нагорного Карабаха все права и бенефиции граждан Азербайджана. После перехода территории Нагорного Карабаха под контроль Баку безопасность и права проживающих на этой территории армян будут обеспечены так же, как у всех остальных жителей Азербайджана, заявил тогда президент Ильхам Алиев.