В городе Армавир Краснодарского края России демонтированы памятные доски в честь маршалов СССР Ивана Баграмяна, Амазаспа Бабаджаняна, а также Андраника Озаняна и Гарегина Нжде, установленные на территории армянского храма. Об этом ранее заявил вице-президент Союза армян России Герман Ананянц.
По его словам, было заявлено, что это сделано с целью узаконить установку этих досок. Он добавил, что сейчас идет процесс оформления. «Возможно, можно будет добиться установки бюстов. То есть или будут узаконены доски, или будут установлены бюсты», - отметил Ананянц.
Попробуем разобраться, стоит ли ожидать возвращения мемориальных досок армянских националистов и пособников фашистов на прежние места, как говорят об этом представители армянской диаспоры.
Напомним, что памятная табличка Гарегину Нжде была снесена еще в декабре 2019 года после того, как депутат городской Думы Армавира (Российская Федерация, Краснодарский край) Михаил Виноградов закрасил ее черной краской.
Ранее местные жители просили убрать монумент «герою Армении», воевавшему на стороне фашистов и осужденному в СССР. Виноградов отметил, что местное отделение "Союза Армян" в двухнедельный срок должно было демонтировать табличку, но не сделало этого. Глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников поддержал муниципального депутата и заявил, что "памятная табличка в честь Гарегина Нжде - это как красная тряпка. Пока ее не ликвидируют, я не успокоюсь".
Армянская сторона утверждала, что табличка демонтирована временно и она «подлежит восстановлению после реставрации». Протоиерей храма Макар Тертерян сообщил, что все памятные таблички, которые находятся на территории церкви, а их несколько – Ивану Баграмяну, Амазаспу Бабаджаняну и Андранику Озаняну, взяты под защитные конструкции и откроются после того, как будет отреставрирована и вернется на свое место памятная доска Нжде.
Прошло два года, но табличка Нжде так и не была восстановлена на прежнем месте. Более того, исчезли все другие памятные таблички. Почему? Дело в том, что армянской диаспорой было нарушено муниципальное законодательство . В письме, направленном протоиерею М.В. Тертеряну от 8 ноября 2019 года от имени заместителя главы муниципального образования города Армавир Фролова С.В., в частности, сказано, что в соответствии с Порядком установления мемориальных досок, бюстов, памятных знаков, иных мемориальных сооружений в целях увековечения памяти лиц, имеющих выдающиеся достижения перед муниципальным образованием города Армавир и (или) особые заслуги, а также исторических событий в муниципальном образовании города Армавир, установка любой мемориальной доски на территории города должна осуществляться только после принятия соответствующего решения Армавирской городской Думой. Мемориальные доски, установленные с нарушением установленного порядка, подлежат демонтажу.» Армавирская городская Дума не принимала решения об установке на территории муниципального образования города Армавир мемориальной доски Тер-Арутюняну (Нжде)», - указывалось в письме Фролова.
Отметим, что все памятные доски и памятники в Армавире устанавливаются в указанном порядке и касаются в том числе этнических общин. Так, например, прошлой осенью армавирской городской Думой было рассмотрено обращение об установке мемориальной доски, посвященной памяти жителей хуторов Первомайского, Зуево, Красин - тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. По нему было вынесено положительное решение.
Еще один пример – Дума рассмотрела ходатайство совета Армавирской городской общественной организации адыгской культуры «АДЫГЭ ХАСЭ» и дала разрешение на увековечевание памяти Лиева Адельгерия Амербиевича.
Устанавливая мемориальные доски на территории города, армянская диаспора также должна была обратиться за разрешением. Армянская сторона утверждает, что территория церкви является не муниципальной собственностью, а частной собственностью местной религиозной организации «Церковь Верапохум Сурб Аствацацин древневосточного Православия г. Армавира Армянской Апостольской Церкви». А согласно федеральному законодательству, религиозные организации имеют право распоряжаться своим имуществом, включая объекты и памятники культурного и исторического наследия.
Но у российских юристов нет однозначного мнения по поводу права на установку памятников на частной территории. По закону для каждого вида использования земли существует собственный порядок, условия и виды эксплуатации. Если у администрации есть сомнения в том, что земля используется собственником или арендатором по назначению, администрация действительно вправе потребовать провести проверку. Здесь важен именно правовой посыл. Если речь идет о чем-то, что человек установил для своих личных нужд, как украшение собственного участка, никто не может сказать ему, что это запрещено. Это никоим образом не нарушает никаких норм и правил в этой ситуации, потому что один человек может захотеть увидеть на участке девушку с веслом, а другой — вождя народов. А вот если он будет это позиционировать именно как памятник, как мемориал, тогда это будет рассматриваться совсем в другом контексте.
Отметим, что мемориал Нжде, демонтированный первым, до сих пор не был восстановлен. Российские СМИ отмечали, что инициаторы установки этой таблички бросили вызов всем декларациям власти о необходимости борьбы с героизацией нацизма.
Между тем, армянская сторона рассчитывает получить разрешение на установку бюстов. В отношении двоих из четырех увековеченных на территории церкви лиц в этом приходится сомневаться.
Так, архивы хранят достаточно свидетельств сотрудничества Нжде с третьим рейхом, за что он и был приговорен к 25 годам заключения. «…В период второй мировой войны установил связь с немецкими разведывательными органами с целью ведения подрывной работы против частей советской армии. Занимался вербовкой и подготовкой людей для выполнения заданий германских разведывательных и контрразведывательных органов, входил в состав "Армянского национального совета" (на самом деле - комитета), созданного в Берлине в 1942 г., т.е. в преступлениях, предусмотренных статьями 58-4, 58-11 и 58-6, часть 1 УК РСФСР».
Дашнак Андраник Ознанян был одним из организаторов массовых убийств мирного населения в Турции и Азербайджане 1918-1919 годах, что также подтверждают многочисленные архивные документы. По сообщению Закавказского краевого комитета российской коммунистической партии (большевиков) (№6-7, июнь-июль 1919 года, Тифлис), только в селе Яйчы (Нахъчыван) бандой было убито 2500 человек, их трупы были сброшены в Араз.
Все вышесказанное заставляет усомниться в том, что памятные доски Нжде и Андраника на территории армянской церкви в Армавире будут восстановлены на прежнем месте, а тем более появятся их бюсты. Ранее армянская сторона так же утверждала, что доска памяти Нжде демонтирована временно, чтобы «устранить следы вандализма, а также утихомирить страсти».
Однако этого не произошло.
Таким образом, слова Ананянца носят характер предположения и не отражают реальную действительность.