Руководитель международного центра человеческого развития Армении Теван Погосян заявил в интервью "Голосу Армении", что готовится "документ об азербайджанской оккупации". По его мнению "декларацию "Нагорно-Карабахской Республики" никто не отменял, есть решения 1991-1992 гг. парламента Армении о недопустимости подписания каких-либо документов в обход руководства "НКР". Погосян считает, что парламент Армении должен незамедлительно начать процесс признания сепаратистского образования и говорить о том, что вопрос "Гадрута, Шуши, Талиша и Матахиса" еще не закрыт. "Ключевое слово "республика". Важно, что мы говорим о государственной структуре, обладающей своими границами и атрибутами: Конституцией, флагом и проч.", - сказал Погосян.
Насколько правомерны заявления Тевана Погосяна и на самом ли деле решения, принятые сепаратистами в 1991 году, имеют под собой какую-то правовую основу?
Как известно, 2 сентября 1991 года армянские сепаратисты приняли незаконное решение о провозглашении “НКР". 10 декабря того же года в Карабахе в присутствии "международных наблюдателей" состоялся так называемый референдум, на котором местные армяне высказались за полную независимость от Азербайджана. А 6 января 1992 года "парламент" самопровозглашенного образования принял так называемую декларацию "О государственной независимости"
Доказать, что ни один из этих документов не имел правовой основы, нетрудно. Начнем с того, что незаконным все это считает и премьер-министр Армении Никол Пашинян. Накануне парламентских выборов он в эфире армянского телевидения заявил, что "референдум" в Карабахе не может считаться легитимным, потому как азербайджанцы не принимали в нем участие.
Несколько лет назад, комментируя заявления Сержа Саргсяна радиостанции "Эхо Москвы", в Аппарате Президента Азербайджана подчеркнули, что Баку исключает признание результатов незаконного референдума 1991 года в Нагорном Карабахе.
Говоря о путях решения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, Саргсян заявил, что "единственный способ урегулирования конфликта - это мирный способ, и единственный путь - это проведение референдума в Нагорном Карабахе или же признание результатов того референдума, который был проведен в 1991 году в полном соответствии с законодательством Советского Союза и международным правом".
В Аппарате Президента Азербайджана в связи с этим отметили, что признание результатов незаконного и самовольно проведенного 10 декабря 1991 года так называемого "референдума" в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана невозможно, так как он, согласно экспертному заключению юристов, был проведен в нарушение законодательства СССР, не имел под собой правовой базы, не говоря уже о каком-то "соответствии" международному праву.
"Территориальная целостность не склоняется и не имеет различных форм, в то время как самоопределение народов бывает разных видов - как внутреннее, так и внешнее, в зависимости от контекста. Если Мадридские предложения Минской группы ОБСЕ предполагают совмещение этих двух принципов, то это, по логике вещей, означает выбор такой формы самоопределения, которая не ведет к нарушению территориальной целостности суверенного государства. Единственной формой совмещения этих двух принципов является самоопределение в рамках территориальной целостности, согласно статье VIII Хельсинкского Заключительного Акта 1975 года, заложенного в основу мирного процесса. То есть, это - внутреннее самоопределение. Самоопределение, ведущее к выводу Нагорно-Карабахского региона из состава Азербайджана, нарушает территориальную целостность и, следовательно, противоречит в первую очередь логике Мадридских принципов. Поэтому позиция Азербайджана, принявшего подобную схему, является в полной мере компромиссной - тут вам и территориальная целостность, дающая возможность самоопределения в ее рамках, и самоопределение, не нарушающее территориальную целостность", - сказали в АП.
Отметим, этот комментарий был дан десять лет назад, когда 20 процентов территорий Азербайджана находились под армянской оккупацией. В тот период азербайджанская сторона еще рассматривала возможность предоставления армянам Карабаха какого-то статуса - в пределах своих границ. Сегодня же, после победы и освобождения территорий, Азербайджан полностью закрыл вопрос какого бы то ни было статуса для карабахских армян.
В обращении к народу по поводу подписания трехстороннего заявления 10 ноября Президент Ильхам Алиев подчеркнул: «Где же требования армянской стороны о том, что Нагорному Карабаху должна быть предоставлена независимость? Когда я предложил им автономию, они не согласились, сказали, что нет, это – «независимое государство». Они уже много лет живут, как «независимое государство» и должны получить независимость от Азербайджана... Статус ушел к черту, провалился, разлетелся в пух и прах, нет его и не будет. Пока я являюсь Президентом, не будет».
В отличие от требований Армении, подход Азербайджана полностью согласуется с советским, национальным и международным законодательством. Армяне в своих притязаниях на "независимость" пытаются руководствоваться законами СССР. Но имеют ли они по этим законам какие-то права?
Попытки узаконить создание "НКР" на основе законодательства СССР имеют характер фарса и рассчитаны лишь на лиц, не ориентирующихся в основных документах, касающихся НКАО, считает польский историк Пшемыслав Адамчевский. Его статья "Вопрос о легитимности создания "Нагорно-Карабахской республики" в соответствии с законодательством СССР", опубликованная в журнале "Кавказ и глобализация" в 2012 году, содержит ответы на многие вопросы.
Польский историк указывает, что 3 июля 1990 года Верховным Советом СССР был принят ключевой документ, на основе которого и поныне пытаются узаконить создание так называемой "НКР" армяне, - закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Согласно ему, референдум о выходе из Союза должен был проводиться и в каждой автономии. Однако не стоит приравнивать референдум от 10 декабря 1991 года к референдуму, предусмотренному законом "О порядке...", так как они касались разных вопросов. Законом регулировались условия выхода автономных республик и других автономных образований из состава СССР или выходящих из него союзных республик. В то время, как на "референдуме" в Нагорном Карабахе, на голосование был поставлен следующий вопрос: "Согласны ли вы, чтобы "Нагорно-Карабахская республика" была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами?"
Такой референдум не имел никакого закрепления в советском законодательстве. Кроме того, дополнение к закону не допускало принятия автономией одностороннего решения. В целом, по мнению Адамчевского, попытка армян доказывать правомерность своих претензий положениями советских законов, делает им только хуже.
Так называемые "референдумы", результаты которых, как утверждает Погосян, никто не отменял, не получили никакого признания в мире.
«Референдум», проведенный в НКАО 10 декабря 1991 года, был призван изменить границы Азербайджанской Республики, что противоречило статьям 78 и 79 на тот момент действовавшей Конституции СССР и не имело законной силы, говорится в соответствующем заявлении НАТО.
«Статья 78. Территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению соответствующих республик, которое подлежит утверждению Союзом ССР.
Статья 79. Союзная республика определяет свое краевое, областное, окружное, районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства», - гласит документ.
Кроме того, отчаянные потуги руководства Армении сослаться на Закон СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», для подведения под незаконный референдум некой законодательной базы абсолютно безосновательны, так как данный закон утратил силу еще 5-6 сентября 1991 года в результате принятия Внеочередным Съездом народных депутатов СССР Постановления «О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР», установившего новый порядок выхода союзных республики из состава СССР.
Самым же последними в истории СССР решениями высших союзных органов власти были Постановление Госсовета СССР от 27 ноября 1991 года «О мерах по стабилизации обстановки в НКАО и приграничных районах Азербайджанской Республики и Республики Армения», признавшее неконституционными «все акты, изменяющие правовой статус Нагорно-Карабахской автономной области, зафиксированный в Конституции СССР» и постановившее «восстановить на территории НКАО конституционный порядок», и Постановление Комитета Конституционного надзора СССР от 28 ноября 1991 года «Об актах Верховного Совета СССР и его Президиума и Верховных Советов Азербайджанской ССР (Азербайджанской Республики) и Армянской ССР (Республики Армения) о Нагорно-Карабахской автономной области», признавшее постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха» от 1 декабря 1989 года и решение ЦИК Армянской ССР о создании на территории НКАО избирательных округов по выборам в Верховный Совет Армянской ССР как отступающие от положений Конституции СССР и законов СССР, а постановление Верховного Совета Азербайджанской Республики от 23 ноября 1991 года о ликвидации НКАО – как несоответствующее статьям 86 и 87 Конституции СССР.
Эти два постановления от 27 и 28 ноября подтвердили статус НКАО в составе Азербайджанской ССР, отменив, по умолчанию, одностороннее провозглашение 2 сентября 1991 года так называемой «Нагорно-Карабахской Республики» на территории НКАО и ряда других районов Азербайджанской ССР.
Таким образом, Нагорно-Карабахский регион de jure покинул СССР не иначе, как в составе Азербайджанской Республики, и по международному принципу uti possidetis juris он был признан международным сообществом, в том числе ООН, исключительно как составная часть Азербайджанского государства.
Незаконным был не только так называемый «референдум» в НКАО Азербайджанской Республики от 10 декабря 1991 года, но и таковым, в случае его одностороннего проведения, окажется и последующий «референдум», так как он будет противоречить статье 3 действующей Конституции Азербайджанской Республики (в состав которой Нагорный Карабах de jure входит), в которой говорится о том, что «народ Азербайджана путем референдума может решить любой вопрос, затрагивающий его права и интересы» и «изменение государственных границ Азербайджанской Республики» может решаться «только путем референдума».
Несмотря на активную пропаганду, покупку лоббистов, создание своих кокусов в парламентах влиятельных стран мира, Армении не удалось изменить взгляд на карабахские "референдумы". Впоследствии эти незаконные акции проводились в ранее оккупированном НК неоднократно, и всякий раз осуждались международными организациями и странами, которые подчеркивали, что не признают легитимность подобных акций.
"Честно говоря, все эти годы никто из сопредседателей Минской группы, и даже сам армянский президент, не верили, что такой референдум когда-нибудь может состояться. По этому поводу у нас даже была шутка, что армяне называют это «референдумом», но это – «neverendum» ( от англ never - никогда - ред.)", - говорил экс-сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза
Несмотря на заведомую бессмысленность "референдумов" и "выборов", в Карабахе продолжали их организовывать.
"Конституционный референдум" 2006 постигла участь "референдумов" начала 90-х - он тоже не был никем признан. Европейский союз отказался признать результаты референдума в Нагорном Карабахе, который предвосхищает результаты переговоров и "не способствует конструктивным усилиям мирного разрешения конфликта".
Аналогичную оценку получил референдум и от представителей Минской группы ОБСЕ. Они охарактеризовали референдум как "бесполезный" и предположили, что он не окажет никакого влияния на перспективы урегулирования.
Генеральный секретарь Совета Европы Терри Девис посчитал незаконным "референдум" о принятии "первой Конституции Нагорного Карабаха".
«Референдум в Нагорном Карабахе, организованный властями самопровозглашенной республики, не имеет законной силы, и его результаты не будут признаны мировым сообществом», - говорилось в заявлении Девиса, предоставленном агентству «Новости-Армения» в информационном офисе СЕ в Армении.
В феврале 2017 года состоялся очередной "конституционный референдум", который еще до дня "голосования" уже был признан нелегитимным.
Сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ Игорь Попов (Россия), Стефан Висконти (Франция) и Ричард Хогланд (США) заявили, что не примут результатов "референдума", а также подчеркнули, что его результаты не предрешают окончательный статус т.н. "НКР". По их словам, ни одна страна, в том числе Армения, не признает Нагорный Карабах в качестве независимого и суверенного государства. Соответственно, сопредседатели не признают результаты «референдума» как затрагивающие правовой статус Нагорного Карабаха. Сопредседатели также подчеркивают, что результаты ни в коем случае не предрешает окончательного статуса Нагорного Карабаха.
Самые последние "президентские выборы" в Карабахе состоялись в мае 2020 года.
В интервью японской газете Nikkei в октябре прошлого года Президент Ильхам Алиев отверг возможность каких бы то ни было референдумов в Карабахе в дальнейшем.
"Никакого референдума в Нагорном Карабахе не будет. Мы не согласимся на это. Мы не дали на это согласие во время переговоров и теперь, когда мы вернули значительную часть территорий, об этом не может быть и речи", - заявил он.
Таким образом, мы бедились, что незаконные голосования и плебисциты, проводившиеся в Карабахском регионе Азербайджана в течение тридцати лет, не имели никакой правовой основы и никак не могут влиять на получение региона какого бы то ни было статуса - не только независимого, но даже в составе Азербайджана. Все подобные акции, проводившиеся Арменией на азербайджанских землях, находятся вне рамок международного и национального законодательства. Из этого следует, что Теван Погосян, исходя из политических соображений, дезинформирует карабахских армян и дает им напрасные надежды.
Таким образом, его заявление не соответствует действительности