Согласно докладу ООН, объем иностранных инвестиций в Азербайджане составлял 1, 504 млрд долларов в 2019 году, против 507 млн долларов в 2020-м. Такой публикацией в Facebook поделился исполнительный секретарь партии РЕАЛ, экономист Натиг Джафарли. Он считает, что резкий спад капиталовложений в прошлом году говорит о малопривлекательном инвестиционном “климате” в стране.

Попытаемся разобраться, насколько справедлив такой вывод Джафарли. 

Для начала мы ознакомились с докладом ООН, на который ссылается Джафарли. В документе под названием «Доклад о мировых инвестициях– 2021», который на днях опубликовала Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) действительно представлены указанные им цифры: прямые иностранные инвестиции (ПИИ ) в экономику Азербайджана составили 1, 504 млрд долларов в 2019 году, и 507 млн долларов в 2020 году.

Примечательно, что доклад столь авторитетной международной организации как Конференция ООН по торговле и развитию базируется не на официальных данных, а на информации сторонних источников -  The Financial Times Ltd, fDi Markets (www.fDimarkets.com.

Сопоставимые данные фигурируют на сайте Knoema, который позиционируется как крупнейший мировой каталог открытых и публичных данных. Информация на сайте базируется, в том числе, на данных Всемирного банка, и Международного валютного фонда.

Между тем, статистика Центрального Банка Азербайджана демонстрирует совсем иные цифры нежели те, которые фигурируют в докладе UNCTAD.

 Глядя на таблицу, становится ясно, что цифры ООН и Центробанка АР кардинально отличаются. Так, по данным последнего, объем прямых иностранных инвестиций в экономику Азербайджана в 2019 году составил $4 млрд 527,7 млн, а в прошлом году - $4 млрд 275,2 млн. Таким образом, в 2020 году ПИИ увеличились на 5,9%. 

Годом раньше, в 2018 году прямые иностранные инвестиции в экономику Азербайджана составили $4,1 млрд, сократившись на 28,1% по сравнению с предыдущим годом.

По данным Центробанка, прямые иностранные инвестиции в экономику Азербайджана в 2017 году составили $5,7 млрд.

В 2016 году прямые иностранные инвестиции в экономику Азербайджана составили $7,3 млрд. Таким образом, за 2017 год ПИИ сократились на 21,9%.

Несмотря на разительное отличие данных Центробанка Азербайджана с цифрами в докладе UNCTAD, мы продолжим выяснять, хорош или плох инвестиционный климат в стране, поскольку именно эта задача стоит перед нами.



На графике с сайта Knoema мы видим динамику прямых иностранных инвестиций в экономику Азербайджана, которая, в целом, совпадает с мировыми тенденциями экономической активности, отраженными в прогнозе Международного валютного фонда.

Авторитетные международные организации отмечают значительный рост привлекательности Азербайджана для иностранных инвесторов, в том числе в не нефтяном секторе экономики.

В 2020 году страна заняла 41-е место с 53 баллами в рейтинге инвестиционной привлекательности стран Европы, опубликованном Европейской палатой EuCham. По сравнению с 2019 годом Азербайджан продвинулся на 3 ступени.

В то же году Всемирный банк (ВБ) улучшил показатели Азербайджана в отчете Doing Business за 2020 год, Таким образом, Азербайджан в мировом рейтинге поднялся до 28 места (первоначально - 34 место) среди 191 страны и попал в список топ 10 “стран-реформаторов”.


Аналогичные наблюдения об улучшении инвестиционного климата в Азербайджанской республике содержатся в докладе Госдепартамента США 2020 Investment Climate Statements: Azerbaijan. 

В документе, в частности отмечается, что в соответствии с законодательством Азербайджана иностранные инвестиции пользуются полной и безоговорочной правовой защитой и не могут быть национализированы или присвоены. Двусторонний инвестиционный договор (BIT) между США и Азербайджаном предоставляет американским инвесторам возможность разрешать инвестиционные споры с помощью Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ICSID). 

Возвращаясь к докладу UNCTAD, послужившему отправной точкой нашего исследования, следует отметить, что в нем говорится о значительном сокращении ПИИ во всем мире в 2020 году из-за макроэкономической рецессии, вызванной последствиями коронавируса COVID-19. По итогам 2020 года этот показатель составил $1 трлн, против с $1,5 трлн годом раньше. По данным организации, приток прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой в 2020 году сократился на 77%, до $13 млрд. Это — самый низкий уровень притока капитала в регион с 2002 года. На этом фоне показатель сокращения ПИИ в экономике Азербайджана - 66.1%, гармонично вписывается в общую тенденцию.

Итак, в свете вышеизложенного, мы убеждаемся, что сокращение притока прямых иностранных инвестиций в экономику Азербайджана в прошлом году, о котором говорится в докладе UNCTAD, даже если  он действительно произошел, вовсе не говорит о плохом инвестиционном климате в Азербайджане. В этом случае спад ПИИ в АР вполне соответствует общей рецессии во всем мире, зафиксированной UNCTAD. 

Другое дело, что отсутствие этого важного аспекта в рассмотренном нами нарративе, явно говорит о его тенденциозности.

Приходим к заключению, что слова Натига Джафарли по поводу инвестиционного климата в Азербайджане не что иное, как попытка манипуляции фактами.