По приглашению правительства Республики Армения c 21 по 27 октября ОБСЕ направило в страну команду по оценке потребностей. Отмечается, что цель визита команды – оценить ситуацию в некоторых приграничных районах в соответствии с мандатом и опытом ОБСЕ и в рамках ее комплексной концепции безопасности. Техническая группа, состоящая из международных экспертов и представителей Секретариата ОБСЕ, посетит районы вдоль армяно-азербайджанской границы и проведет консультации с соответствующими национальными и местными заинтересованными сторонами, а также с международными партнерами на местах.

И вот на днях министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян принял миссию ОБСЕ по оценке потребностей во главе с представителем Польши, председательствующей в ОБСЕ, полковником Робертом Аркадиушем Ткачиком. Мирзоян подчеркнул, что миссия ОБСЕ в Армении полностью соответствует мандату и целям организации.

Решение о командировании миссии ОБСЕ по оценке потребностей в Республику Армения на основании запроса Армении было принято Председательством и Секретариатом ОБСЕ на основании соответствующих решений Совета министров ОБСЕ, принятых с согласия всех стран-участниц Организации.

 Faktyoxla Lab попыталось выяснить, насколько обоснованна и законна данная миссия ОБСЕ. 

Начнем с того, ОБСЕ состоит из 57 государств-участников из Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Ежегодно одно из государств-участников председательствует в ОБСЕ под руководством министра иностранных дел этой страны в качестве Действующего председателя. Функции Действующего председателя выполняются министром иностранных дел этого государства. В настоящее время председателем является министр иностранных дел Польши Збигнев Рау.


Секретариат ОБСЕ состоит из административных и программных департаментов и подразделений. Они отслеживают тенденции, проводят экспертный анализ и реализуют проекты на местах.

Секретариат оказывает поддержку Председательству и полевым операциям ОБСЕ; налаживает контакты с международными и неправительственными организациями; а также предоставляет конференционные, языковые, административные, финансовые, кадровые и информационно-технические услуги.

Хельга Мария Шмид (Германия) в декабре 2020 года была назначена Генеральным секретарем ОБСЕ сроком на три года.

Совет министров состоит из министров иностранных дел государств – участников ОБСЕ и является центральным директивным и руководящим органом Организации. Встречи на высшем уровне глав государств и правительств являются высшим директивным органом ОБСЕ.


То есть, говоря о том, что "решение о командировании миссии ОБСЕ по оценке потребностей в Республику Армения на основании запроса Армении было принято Председательством и Секретариатом ОБСЕ на основании соответствующих решений Совета министров ОБСЕ, принятых с согласия всех стран-участниц Организации" вызывает большие сомнения. 

Если учитывать хотя бы негативную реакцию официального Баку на данную миссию, то становится ясно, что Азербайджан свое согласие на эту миссию не давал. А если просмотреть список стран-участниц, то вряд ли больше половины из них давали свое согласие. И это в том случае, если у них спрашивали насчет согласия.

Так почему Азербайджан против?

- В Азербайджане придерживаются мнения, что нужно минимизировать международное участие в процессе нормализации отношений с Арменией. В Баку считают, что исходя из Трехсторонних заявлений, которые были приняты по итогам 44-дневной войны основными участниками данного процесса являются Азербайджан, Армения, Россия и Турция;

- В Азербайджане против того, что руководство Армении стремится выйти из принятых на себя обязательств по Трехсторонним заявлениям и старается внести новых посредников в процесс нормализации отношений. В Баку понимают, что Армения пытается растянуть период принятия решений и усилить свою переговорную позицию;

- В Баку считают, что процесс максимально интернационализирован. Из-за неспособности России добиться прогресса в процессе нормализации Баку согласился на посредничество ЕС. Баку не в восторге и от миссии ЕС в Армении, но она ограничена по времени и с таким же ограниченным сотрудничеством с Азербайджаном. Азербайджан против расширения площадки, где обсуждается армяно-азербайджанская повестка. А повестка остается той же: мирный договор и выполнение Арменией обязательств, исходящих из 44-дневной войны.

Официальный Баку уже успел выразить свое недовольство по поводу визита в Армению технической группы ОБСЕ. МИД Азербайджана выступил с заявлением, в котором говорится:

«Любая группа, называемая «Миссия ОБСЕ по оценке потребностей в Армении», не имеет мандата ОБСЕ, не может быть каким-либо образом связана с ОБСЕ, и ни один из ее результатов или отчетов не может быть принят в качестве документа ОБСЕ». Свою точку зрения официальный Баку объясняет тем, что «вопрос об отправке «Миссии ОБСЕ по оценке потребностей в Армении» никогда не обсуждался ни одним коллективным органом ОБСЕ, принимающим решения, и в результате никакого решения по этому вопросу принято не было». Более того, власти Азербайджана считают, что «необдуманное одностороннее действие председательства и секретариата ОБСЕ противоречит основным принципам любого ответственного и заслуживающего доверия посредничества и укрепления доверия, которые требуют, среди прочего, согласия сторон».

Азербайджан также отказывается обсуждать бюджет ОБСЕ на следующий год до решения вопроса, который касается отправки в Армению группы наблюдателей от организации вдоль границы с государством. Баку не потерпит нарушения и игнорирования документов, сообщает представительство страны при ОБСЕ. И до исправления ситуации делегация не станет рассматривать бюджетное предложение.

Это одностороннее действие об отправке команды наблюдателей поднимает вопросы о целях и программах в поддержку достижения этих целей, представленных в проекте единого бюджетного предложения на 2023 год. До тех пор, пока текущая ситуация не будет исправлена, делегация Азербайджана не будет рассматривать бюджетное предложение, - отмечают представители Баку при ОБСЕ.

Делегация из Азербайджана подчеркнула, что за ней остается право вернуться к этому вопросу, когда это станет целесообразным. Представители страны добавили, что в ОБСЕ не могли направить миссию в Армению без согласования с заинтересованными сторонами, коими являются Баку и Ереван. Решения должны приниматься на основе консенсуса, добавили делегаты.

Итак, любые выводы миссии, отправленной в Армению под эгидой ОБСЕ, не будут восприняты Азербайджаном как оценки этой организации, так как нарушен алгоритм принятия решения об отправке миссии.

Баку считает, что одностороннее решение о направлении миссии ОБСЕ в Армению было принято Секретариатом в нарушение процедур организации, которые основываются на принципах консенсуса. Направление миссии без согласования и даже предварительного оповещения азербайджанской стороны идет вразрез с правилами организации. Азербайджан дал понять, что может не утверждать бюджет организации, что может привести к параличу работы ее структур.

Что интересно, во время Второй карабахской войны США и Франция, как сопредседатели Минской группы ОБСЕ, ограничивались лишь общими заявлениями с призывами к миру. Однако после временного размещения российского миротворческого контингента в Карабахе Евросоюз начал активно соперничать с Москвой за влияние в регионе, и теперь Брюссель называет Южный Кавказ «ключевым регионом». По оценке МИД России, Запад предпринимает попытки «вклиниться в урегулирование отношений между Баку и Ереваном, потеснив Россию».

Российские эксперты отмечают, что пока речь идет о действиях больше формального свойства, но это может быть и только началом какой-то операции, способной подорвать региональную стабильность.

Такое суждение находит обоснование в скандальном заявлении Макрона о «совместной деятельности Москвы, Баку и Анкары против Армении», что вводит деятельность любой европейской миссии в определенный конфронтационный контекст, а не в зону декларируемых на словах устремлений Евросоюза по нормализации отношений в регионе. Более того, по сути, Макрон вводит сложную логику регионального процесса в противостояние между Западом и Россией. Что же касается Москвы, то она заявляет о «попытках Парижа вбить клин в отношения России с близкими нам Азербайджаном и Арменией, с которыми Россию объединяют многолетние и многогранные узы, обречены на провал и приведут лишь к дальнейшему обесцениванию авторитета Франции в регионе».

Нельзя не обращать внимание и на темпы и события, происходящие в Армении: Ереван стал превращаться в проходной двор для американских политиков. Так, в Армению прибыла делегация палаты представителей Конгресса США во главе с председателем Комиссии демократического партнерства палаты представителей Дэвидом Прайсом. В середине сентября там побывала делегация американских парламентариев во главе с Нэнси Пелоси. В Армении уже побывали глава ЦРУ Уильям Бернс и Деймон Уилсон, глава небезызвестного Национального фонда поддержки демократии. Были и телефонные разговоры Пашиняна с госсекретарем США Энтони Блинкеном. В свою очередь и армянское руководство стало чаще мелькать в европейских столицах, что демонстрирует его намерение изменить прежний баланс сил в регионе с сокращением там доминирования России, проводя одновременно переформатирование общественной жизни в самой Армении.

Одним словом,  Армения пытается растянуть период принятия решений и усилить свою переговорную позицию, в тоже время пытается одновременно использовать российскую поддержку и ресурсы, но вести прозападную внешнюю политику. Добром для Армении это не закончится.