Геополитические процессы в регионе еще больше усиливают позиции Азербайджана как одного из основных центров энергетического коридора Восток-Запад. Азербайджан, недавно подписавший Меморандум о взаимопонимании по транспортировке газа с Европейским союзом (ЕС), также начал выходить на первый план в диверсификации нефтяных ресурсов, что играет жизненно важную роль в энергоснабжении Европы. Таким образом, в поисках альтернативы российской нефти ЕС обратился к каспийским трубопроводам как к одному из первоисточников. Европейский Союз хочет увеличить поток нефти на Запад по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), самой надежной нефтяной артерии, соединяющей Казахстан и Туркменистан с транскаспийским энергетическим фронтом.
Однако, поскольку реализация этого проекта не отвечает энергетическим интересам многих стран, они опровергают подобные сообщения имеющимися у них информационными каналами и пытаются привести различные контраргументы. Тот факт, что российские «Газета.ру», «Яндекс.ру» и даже армянские сайты распространяют сообщения с заголовком «Казахстан опровергает транспортировку нефти через территорию Азербайджана в обход России», является очевидным признаком их серьезной обеспокоенности. В новостной статье, опубликованной со ссылкой на агентство Казахстана «Капитал», утверждается, что якобы министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявил, что «Казахстан не намерен транспортировать нефть по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан».
Faktyoxla Lab. попытался разобраться, насколько достоверно это утверждение.
В результате расследования стало ясно, что указанные СМИ представляли лишь конкретную часть взглядов казахстанского министра, которая шла им на пользу. На самом деле мнения Болата Акчулакова, опубликованные в других СМИ, содержат очень многообещающие сообщения.
Во-первых, министр энергетики Казахстана не выражает твердого мнения, что транспортировка нефти через Азербайджан осуществляться не будет. Хотя фактор БТД казахстанский министр и пытается скрыть в нынешней непростой ситуации, на фоне экономического и политического давления России, его заявление о том, что "компании могут сами подписывать договоры на уровне акционеров независимо от Минэнерго, но необходимо согласование вопросов земли, заимствований, месте строительства труб и других" заключается в подтверждении полномочий иностранных акционеров на свободное подписание коммерческих контрактов, то есть вне зависимости от Минэнерго. Оператором совместного предприятия «Тенгизшевройл» (ТШО), работающего на одном из самых перспективных нефтяных месторождений Казахстана, является американская компания Chevron.
Во-вторых, Болат Акчулаков признает, что через несколько лет они будут искать альтернативные нефтепроводы: "Конечно, надо думать об альтернативных маршрутах, потому что после 2024 года у нас ожидается добыча более 100 миллионов тонн при наших текущих 85 миллионах тонн. Если мы сейчас договоримся о Фазе-2 по [месторождению] Кашаган, ещё 15 миллионов тонн нефти может появиться. Поэтому надо думать о том, как эти объёмы будем распределять".
В-третьих, Казахстан присоединился к числу стран, транспортирующих нефть через территорию Азербайджана еще в 2000 году по трубопроводу Баку-Супса в 2004-2008 годах, и экспортировал несколько партий нефти в Европу по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан после его ввода в эксплуатацию в 2006 году. В настоящее время около 120 000 баррелей из 650 000 баррелей нефти, ежедневно транспортируемых по BTC, поступают из Туркменистана и Казахстана. То есть Азербайджан не является новой транзитной страной для Казахстана.
Более 15 лет Казахстан экспортирует около 80 процентов своей нефти по трубопроводу КТК в российский порт Новороссийск и оттуда на мировые рынки, в основном в Азию и Ближний Восток. Казахстан производит 1,4 миллиона баррелей нефти в день и в настоящее время ищет альтернативный трубопровод из-за проблем и ограничений на маршруте КТК. ( Источник )
Бренда Шаффер, эксперт по каспийской и европейской политике энергетической безопасности, также считает, что текущая политическая и экономическая ситуация в регионе делает актуальным для Казахстана вопрос о новом, альтернативном маршруте.
«В связи с войной усложнился экспорт нефти через черноморские порты России, в том числе из-за высоких страховых ставок для танкеров, заходящих в этот район. — сказал Шаффер.
Все эти факторы вынуждают правительство Казахстана искать альтернативные маршруты, как подчеркнул сам министр энергетики Болат Акчулаков. Таким образом, начинают проявляться экономические и политические реалии экспорта казахстанской нефти на Запад по БТД.
Транспортировка казахстанской нефти по БТД – это не вопрос 5-6 месяцев, и к этому должна быть готова разветвленная сложная инфраструктура. По словам Нурлана Жумагулова, исполнительного директора Фонда «Энергетический монитор Казахстана», в первую очередь необходимо построить нефтепровод от Атырау до Актау, потому что сегодня нефть доставляется в порт Актау железнодорожными вагонами, что требует времени и затрат. дорого. Пока трубопровод не построен, нефть можно доставлять в Баку танкерами, а затем можно напрямую подключиться к БТД. ( Источник )
Возникает вопрос: сможет ли БТД транспортировать энергоресурсы Казахстана, добывающего 1,2-1,4 млн баррелей нефти в сутки?
БТД, введенный в эксплуатацию в июне 2006 года, имел пропускную способность 1 млн баррелей в сутки. Это соответствовало ежедневным транспортным возможностям Азербайджана, поскольку добыча нефти на месторождениях Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ) равнялась 900 000 баррелей; он был полностью совместим с пропускной способностью трубопровода. Однако, учитывая заинтересованность Туркменистана и Казахстана в этом трубопроводе, в 2008 году Консорциум провел работы по расширению трубопровода, и мощность нефтедобычи БТД достигла 1,2 млн баррелей. ( Источник )
После 2015 года, когда добыча нефти на месторождении «Азери-Чираг-Гюнешли» снизилась, суточная пропускная способность БТД также снизилась. В настоящее время по трубопроводу ежедневно транспортируется примерно 650 000–660 000 баррелей. То есть по БТД можно транспортировать не менее 500 000 дополнительных баррелей нефти, пропускная способность которого равна 1,2 млн баррелей. ( Источник )
Несмотря на снижение добычи нефти в Азербайджане, в последнее время были приведены в готовность к эксплуатации и другие перспективные скважины, за исключением блока месторождений АЧГ, являющегося основным источником нефти. Среди них особо можно отметить месторождение Карабах. В 2020 году блок обеспечения добычи на этом месторождении был отправлен в море, что означает начало нового этапа добычи нефти. Первая добыча нефти и газа ожидается в конце 2022 года на этом месторождении, имеющем более 60 млн тонн запасов нефти. ( Источник )
Также в число перспективных нефтяных блоков входят месторождения Бахар, Достлук, Инам и Зафар-Машал. Кроме того, 21 января 2021 года был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Азербайджаном и Туркменистаном по совместной разведке, разработке и эксплуатации углеводородных ресурсов месторождения Достлуг в Каспийском море» .. Этот нефтяной блок также является одним из направлений транспортировки ресурсов в Европу. Таким образом, в предстоящий период, благодаря вовлечению в добычу других нефтяных месторождений Азербайджана, можно будет увеличить суточную пропускную способность БТД до 700 000-800 000 баррелей, при этом с учетом транспортных возможностей Казахстанская нефть (700 000-800 000 баррелей в сутки), это означает увеличение пропускной способности трубопровода. Потому что Казахстан добывает больше нефти, чем Азербайджан, уровень добычи растет из года в год, и к 2025 году планируется довести объем добычи нефти до 100 млн тонн. Это 1,6 млн баррелей в сутки, и если Казахстан будет транспортировать хотя бы половину ежедневной нефти с BTC, это означает 800 000 баррелей нефти в день. В будущем, Туркменистан также может транспортировать нефть по БТД. В этом случае, возможно, удастся увеличить суточную пропускную способность BTC как минимум до 2 млн баррелей.
Результат:
♦ Мнение министра энергетики Казахстана Болата Акчулакова было представлено некоторыми СМИ в искаженном виде.
♦ Вывод энергоресурсов Азербайджана и Казахстана на мировые рынки через БТД приведет к увеличению транспортировки нефти на Запад в 2-2,5 раза.
♦ Перекраивая энергетическую карту мира, Азербайджан значительно укрепит свои позиции и сыграет важную роль в энергоснабжении Европы.