Важнейшим экономическим риском является продовольственная безопасность, и, как следствие, высокая инфляция, что приведет к росту бедности, заявил на днях министр экономики Армении Ваан Керобян.
«По сегодняшним расчетам, если нам не удастся сделать так, чтобы экономический рост был распределен среди всех (слоев населения), если доходы людей из уязвимых слоев не будут расти, то вместо нынешнего уровня бедности в 27% мы закроем год с бедностью в 42%», - сказал он в интервью Общественному телевидению Армении. Керобян пояснил, что потребительская корзина дорожает, и еще 15% населения окажется за чертой бедности. По данным официальной статистики, на потребительском рынке Армении 12-месячная инфляция в марте 2022 года по сравнению с мартом 2021 года составила 7,4%.
Экономический рост Армении в госбюджете на 2022 год предусмотрен в размере 7%, а инфляция заложена на уровне 4% (±1,5%). Правительство прогнозирует, что экономика страны в 2022 году вырастет на 7%, а ЦБ в марте ухудшил свой прогноз роста экономики страны на 2022 год с предыдущих 5,3% до 1,6%. ($1 - 476,92 драма). 

Faktyoxla Lab. попытался разобраться, насколько правдоподобны данные заявления армянского министра.

Начнем с того, что, судя по цифрам и прогнозам международных рейтинговых агентств, экономическая ситуация в Армении напряженная и имеются все предпосылки для её дальнейшего ухудшения. Если учесть, что зачастую армянские чиновники любят перевирать цифрами для успокоения собственного населения, то в реальности ситуация будет выглядеть еще ужаснее. Это реальность, от которой Армении никуда не деться.

Тот же самый армянский министр, недавно заявил следующее:  "Что касается рейтинговых агентств, то, когда много неопределенностей, они начинают резко снижать прогнозы. И я знаю, что международные финансовые организации тоже это делают. Когда мы с ними обсуждаем методологию, как они это делают, они обычно говорят: "Может быть, реализуется такой-то сценарий". То есть они всегда берут самые негативные варианты при неопределенностях и закладывают это в новый прогноз, скажем так".

Теперь рассмотрим прогнозы международных агентств и организаций.

1.Moody's Investors Service (Moody's)

Агентство 24 марта 2022 года пересмотрело кредитоспособность правительства Республики Армения, утвердив рейтинг для долгосрочных эмитентов в местной и иностранной валюте на уровне Ва3, а также необеспеченных иностранной валютой высоких показателей. Одновременно Moody's изменило прогноз от стабильного к отрицательному. В последний раз Армения регистрировала такой же кредитный рейтинг в 2015 году, когда экономика России вновь пребывала в упадочном состоянии. Отрицательная оценка кредитоспособности Армении агентством Moody's обусловлена растущими рисками, поскольку краткосрочные и долгосрочные перспективы экономического роста Армении сильно зависят от экономической ситуации в России. А для 2022 года российской экономике прогнозируют спад в размере 5-10%.

На понижение кредитоспособности Армении в 2022 году повлияет и сокращение трансфертов из России и девальвация рубля. В частности, Moody's ожидает, что в 2022 году общий объем трансфертов (в том числе и из других источников) сократится на 20-30%, вопреки более ранним прогнозам, согласно которым денежные переводы остались бы примерно на одном уровне. Это просто приведет к сокращению потребления домохозяйств. Параллельно из-за низкого спроса со стороны России сократится и экспорт, повлияв в дальнейшем на рост реального ВВП. Moody's считает, что международные санкции в отношении России сохранятся еще долгое время. Следовательно, денежные переводы и экспорт из России вряд ли вернутся к прежнему уровню. Стабильность экономики Армении будет зависеть от того, насколько эффективно правительство республики сможет противостоять появившимся вызовам. Агентство Moody's констатирует, что налогово-бюджетная политика Армении имеет высокие валютные риски, поскольку 70% государственного долга валютное. Следовательно, резкая девальвация драма затруднит обслуживание государственного долга, одновременно повысив риски банковского сектора, с учетом высокого уровня долларизации экономики Армении.

2. Standard & Poor’s

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P, штаб-квартира в Нью-Йорке) 11 апреля этого года сохранило кредитные рейтинги Армении на уровне B+ и B для кратко- и долгосрочных облигаций в иностранной и национальной валюте соответственно. Прогноз ВВП Армении на 2022 год сокращëн с 4,7% до 1,3%, учитывая ситуацию на Украине и экономический спад в России в результате западных санкций (по итогам года он ожидается в 8,5%). Россия — главный инвестор и торговый партнëр Армении, на неë приходится 28% экспорта и 37% импорта республики.

Сохраняются и риски внешней безопасности Армении, отмечается в текущей оценке S&P. Из-за роста инфляции Центробанку Армении, возможно, придëтся и дальше увеличивать процентные ставки, констатируют эксперты S&P. Дефицит внешнего счета Армении ухудшится из-за роста цен на продовольствие. Рост мировых цен на цветные металлы (Армения экспортирует медь и молибденовый концентрат) не сможет полностью покрыть данный дефицит. При этом следует учитывать, что газ из России импортируется Арменией по долгосрочным фиксированным контрактам и по ценам ниже рыночных, отмечает S&P.

3.Fitch Ratings

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings резко понизило свой прогноз по росту экономики Армении. «Сдерживающие факторы, связанные с конфликтом на Украине и санкциями в отношении России, заставили нас резко пересмотреть наш прогноз роста на 2022 год в сторону понижения до 1,3% (ранее 5,3%), поскольку рост экспорта (особенно в Россию) остановился, а объем денежных переводов ( и, следовательно, потребление домохозяйств) снижается», - говорится в сообщении на сайте агентства. 
При этом аналитики Fitch прогнозируют, рост вернется к 4,2% в 2023 г., что отражает благоприятные перспективы внутренних инвестиций и ожидаемый положительный вклад чистой торговли. 
В сообщении отмечается также, что на долю России приходилось 28% экспорта товаров, 37% импорта и 40% туристических посещений, прямых иностранных инвестиций и денежных переводов в Армению по состоянию на 2021 год. «Непосредственное влияние резкого повышения цен на природный газ будет ограниченным, учитывая, что Армения зафиксировала цены на импорт газа с Россией по состоянию на декабрь 2021 года на несколько лет. Некоторое нарушение торговых отношений, вероятно, связано с потерей корреспондентских отношений с российскими банками, работающими в Армении. Глубокая рецессия в России и сильное обесценивание российского рубля ударят по армянскому экспорту», - говорится в обзоре.

4.Всемирный банк

Всемирный банк понизил прогноз роста экономики Армении до 1,2% и ожидает восстановление ВВП до 4,6% в 2023 году и 4,9% в 2024 году. Об этом говорится в весеннем прогнозе ВБ об экономических развития в регионе Европы и Центральной Азии (Europe and Central Asia Economic Update, Spring 2022). Напомним, что в январском докладе ВБ «Перспективы мировой экономики» (Global Economic Prospects, January 2022) прогноз роста экономики Армении на 2022 год составлял 4,8%, а на 2023 год – 5,4%. «Прогноз роста на 2022 год был понижен с 5,3% до войны до 1,2%, при этом более низкие денежные переводы и реальная заработная плата повлияли на потребление; повышенная неопределенность влияет на инвестиции; экспорт сжимается из-за прогнозируемого сокращения в России и замедляющегося глобального и регионального роста», - говорится в докладе. Аналитики ВБ отмечают, что сельское хозяйство будет по-прежнему сталкиваться со структурными проблемами; неопределенность серьезно повлияет на отрасль; и услуги будут замедляться вместе с потреблением. «В среднесрочной перспективе ожидается ускорение роста в 2023 и 2024 годах, но более медленными темпами, чем прогнозировалось до войны», - говорится в обзоре.

5. Азиатский банк развития (АБР)

Азиатский банк развития (АБР) прогнозирует замедление роста экономики Армении до 2,8% в 2022 году, а затем, при условии ослабления воздействия экономических потрясений, восстановление до 3,8% в 2023 году.  «Геополитические события делают экономические перспективы крайне неопределенными и создают серьезные риски для роста, в первую очередь из-за экономической зависимости Армении от Российской Федерации, которая обеспечивает около одной трети ее торговли, половину ее денежных переводов и 40% ее прямых иностранных инвестиций», говорится в апрельском докладе АБР «Перспективы развития Азии» (Asian Development Ootlook). Отмечается, что внутренними факторами, поддерживающими рост, являются запланированное 50%-ное увеличение капитальных затрат в бюджете на 2022 год, ускорение охвата вакцинацией, а также экономические и структурные реформы, изложенные в программе на 2021–2026 гг., направленной на развитие экономики, более основанной на знаниях, ориентированной на экспорт и инвестиции. Аналитики АБР прогнозируют, что промышленность, за исключением строительства, вырастет на 0,5% в 2022 году и на 2,5% в 2023 году по мере дальнейшего расширения коммунальных услуг и производства. Ожидается, что сельское хозяйство вырастет на 2,5% в 2022 году и на 3,5% в 2023 году, при условии нормальной погоды и более высоких расходов на государственные программы, предлагающие субсидии на «умные» животноводческие помещения, интенсивные фруктовые сады, противоградовые сетки для защиты урожая и капельное орошение, а также усилия по увеличению продуктивности и коммерциализации.  Хотя экономика в меньшей степени зависит от денежных переводов, чем в предыдущие годы, ожидается, что меньший приток денежных переводов из России и более высокая инфляция будут ограничивать рост частного потребления до 2,5% в 2022 году, прежде чем он ускорится до 3,8% в 2023 году, поскольку инфляция несколько замедлится. 

Кстати, МВФ в марте текущего года ухудшил свой декабрьский прогноз (5,5%) по росту экономики Армении до 1,5%, а ЕБРР в марте ухудшил свой прогноз по росту экономики Армении на 2022 год с 5,3% (в ноябре 2021 года) до 1,6%. При этом на 2023 год прогнозируется, что экономика Армении вырастет на 4%.



Почему такие неутешительные прогнозы относительно будущего Армении?

К примеру, в 2020 году из-за пандемии COVID-19 и ограничений на выезд многие армянские гастарбайтеры остались дома. Но сельскохозяйственное производство в Армении в том году зарегистрировало относительно предыдущего года падение на уровне свыше 4%. В минусе эта сфера осталась и по итогам 2021 года – 98,9%.

Неважные перспективы и относительно промышленности. В ушедшем году общую промышленность в Армении во многом удерживал от падения лишь рост в горнорудной отрасли, однако в последние месяцы 2021 года и он все больше сходил на нет. Так, по итогам всего прошлого года традиционно локомотивная для армянской индустрии отрасль и вовсе ушла в минус (99,2%). Армянские эксперты отмечают, что в этом году и без того безрадостное положение в горнорудной отрасли усугубится вследствие остановки крупного ЗАО «Техут». Вряд ли весь возможный приток туристов из России (еще одна надежда правительства) способен компенсировать остановку одного этого предприятия.

Что же касается торговли и услуг, то ожидание падения оборотов в этих сферах обусловлено сокращением денежных трансфертов тех же физлиц-мигрантов, что приведет к сокращению спроса. Глава Центробанка Мартин Галстян считает, что объемы денежных переводов в Армению упадут на 20%, а министр финансов Тигран Хачатрян говорит о сокращении притока частных финансовых средств уже на 40-50%.

Нельзя забывать и о том, что беспрецедентные по своим масштабам санкции Запада против России и Беларуси не могли не повлиять на страны Евразийского экономического союза, куда входит и Армения, ввиду глубокой взаимосвязанности экономик этих стран в рамках единого рынка.

Есть и другие факторые, которые повлияли на ситуацию в Армении:

- поражение Армении во второй Карабахской войне осенью 2020 года. Дело в том, что Армения лишилась 26% посевных площадей пшеницы, 14 шахт, 30 гидростанций и множество чего на ранее оккупированных территориях Азербайджана;
-  экономический рост сдерживается из-за непривлекательности Армении с точки зрения инвестиций. Армения не имеет доступа к морю, население небольшое и страна находится в очень сложном турбулентном регионе, который вообще никем в мире не рассматривается как подходящее для инвестиций место; 
- госбюджет Армении почти всегда дефицитный, и для его поддержания приходится брать в долг, что является нездоровой ситуацией. Значительную часть бюджета Армении составляет обслуживание долгов. А для достижения фискальной стабильности у Армении нет профицитного бюджета. 

Но есть и путь из выхода из данной ситуации.

После нормализации отношений Еревана с Баку и Анкарой в Армении начнется экономический рост, заявил недавно научный руководитель Центра этнических и международных исследований, главный редактор журнала «Архонт» Антон Бредихин. «Последствием нормализации отношений Еревана с Баку и Анкарой будет, в первую очередь, рост экономического благосостояния в Армении. Плохое экономическое положение в стране является базовой причиной того, что армяне массово покидают страну и уезжают в основном в Россию. Естественно, что такое улучшение повлечёт поддержку армянского общества, и поэтому нормализация отношений с соседями будет приветствоваться большей частью населения страны», - сказал эксперт.

Но, достаточно ли политической воли для нормализации отношений с соседями у политического руководства Армении? А это уже вопрос времени...