Итак, буквально на днях Азербайджан и Иран подписали «Меморандум о взаимопонимании по созданию нового транспортного коридора, соединяющего Восточно-Зангезурский экономический район и Нахчыван». По мнению экспертов, новый коридор - это новое слово в трансконтинентальном транзите, который изменит политическую и транспортную карту региона. Новая железная дорога и многополосная автомагистраль не только соединят географические районы Азербайджана, но охватят более широкую и глобальную географическую зону. Таким образом, данный транспортный коридор станет составной частью общерегиональной транспортно-логистической структуры, связывающей Восток и Запад, Европу и Азию.
Несомненно, новый коридор опять оставит Армению на обочине, и вновь она будет вне региональных маршрутов. Более того, заигрывая с вопросом Зангезурского коридора, который должен был проходит через Мегри и обеспечить сухопутное сообщение между Нахчываном и Азербайджаном. Армения считала, что она может выдвигать условия по всем вопросам, и Азербайджан согласится с нелогичными претензиями Еревана, так как других альтернатив нет. А Азербайджан решил создать альтернативный коридор вдоль южного берега реки Араз и таким образом реализовать Южно-Зангезурский коридор.
Таким образом, Азербайджан блокирует транспортное сообщение Армении с Грузией, Россией, Ираном и Турцией. В настоящее время Армения не имеет сухопутную связь с Россией, но в случае запуска Зангезурского коридора она может использовать эту коммуникацию. Это означает, что Азербайджан также взял ключ от транспортных ворот, которые обеспечат соединение Армении с Россией.
Азербайджан также сорвал идею транспортного союза Иран-Армения-Грузия, которая является одним из самых больших устремлений Еревана. Речь идет о международном транспортном коридоре «Персидский залив — Черное море», который должна была пройти через Армению и охватить порты Грузии. Известно, что проект, инициированный Исламской Республикой Иран в 2016 году, предусматривал выход к Черному морю в Грузию через Армению. В последние годы Ирану удалось в принципе убедить Тбилиси, и между членами правительства была достигнута предварительная договоренность. Бывший министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф также обсудил проект с премьер-министром Георгием Гахариа во время визита в Грузию в январе прошлого года. (Источник)
Грузия, в свою очередь, не хочет присоединяться к формату 3+3, обосновывая это тем, что Зангезурский коридор через Армению не приносит экономических и политических дивидендов, и положительно относилась к созданию коридора Персидский залив — Черное море.
Армения, с другой стороны, усердно работала над созданием этого маршрута. За последние пять лет Тегеран и Ереван провели более 10 встреч на правительственном уровне по этому вопросу, и были предприняты первые шаги. Однако после тяжелого поражения во Второй карабахской войне дальнейшее сужение Ереваном политической карты и подвижные и непреодолимые новые реалии, созданные Азербайджаном, а также его упорство в конкретных действиях снизили интерес Ирана к проекту. После активных действий Баку и объявления приоритетов новой платформы сотрудничества с Ираном в конце 2021 года ситуация начала меняться на 180 градусов, и Тегеран скорректировал коридор Персидский залив-Черное море, понимая, что достигнуты более качественные и эффективные договоренности. с Баку. Он предпочел новый вариант этого коридора, проходящего через Азербайджан, а не через Армению.
Так, на повестке дня уже стоит создание маршрута Персидский залив — Черное море через Иран, Азербайджан и Грузию. Учитывая, что этот коридор включает Болгарию и Грецию, более реалистично и убедительно, что международный транспортно-транзитный коридор Персидский залив — Черное море в ближайшем будущем будет расширен и станет глобальным региональным маршрутом в качестве основного звена в «Один пояс, один путь». (Источник)
Судя по всему, Армению последние семь лет вытесняют из транзитных артерий. Не исключено, что в будущем к этому проекту присоединится и Армения, но во всех случаях, так как транзитная линия проходит по территории Азербайджана, Ереван может быть только самым слабым звеном.
Следует отметить, что к новому Зангезурскому коридору присоединится Грузия, так как она уже находится в одной транспортной коалиции с Азербайджаном, Ираном и Турцией. Потому что это самый короткий и удобный способ урегулировать торгово-экономические отношения Тбилиси с Ираном. С
Еще одним важным фактором является постепенное «отделение» Ирана от Армении. Именно через Азербайджан Иран стремится "забыть" об Армении, избежав изоляции в прозападной транспортно-логистической цепочке. Стремясь влиться в европейскую семью, Тегеран не упустил эту возможность и отодвинул на задний план идею других, не важных для него проектов, таких как строительство альтернативной дороги к трассе Горус-Гафан. Хотя строительство этой дороги, проектная стоимость которой составляет около 280 миллионов долларов, ведется уже несколько лет, она застопорилось. Иран должен потратить на маршрут не менее 150-170 миллионов долларов, что Тегерану практически не нужно, когда выход к Черному морю через Грузию будет полностью обеспечен.
В результате, армянам понадобится традиционная дорога, часть автодороги Горус-Гафан, проходящая через Губадлинский район Азербайджана, и они понесут значительные валютные потери, ежемесячно расплачиваясь с таможенными и транзитными постами Азербайджана в этом районе.
Таким образом, официальный Баку разрушил все планы Армении и сорвал перспективу реального заработка на миллионы долларов. Ереван будет полностью заблокирован после того, как Азербайджан расширит свои наземные транспортные связи с Турцией и Грузией через Иран.
В связи с этим было бы наивно думать, что Зангезурский коридор, который должен пройти через Армению, ушел в историю. Этот коридор, безусловно, стоит на повестке дня. С этой точки зрения Азербайджн оставил последний выбор Еревану. Армения согласится на создание Зангезурского коридора, будет включена в платформу многостороннего сотрудничества в регионе и сможет выйти на рынки Европы и Азии. Или останется вне всех региональных проектов и будет жить в жалкой политической и экономической изоляции последних 30 лет. Судьба Армении сейчас в руках Азербайджана.
Столкнувшись с жесткими западными санкциями, потребность Москвы в Турции, которая обладает огромной экономической мощью в регионе, будет возрастать по мере закрытия ее экономических связей и транзитных линий с Европейским союзом. В ближайший период близкими партнерами для России могут стать Китай и Индия на востоке и Турция на юго-западе. Турецкий рынок – огромная площадка для россиян, после чего, конечно, динамика торговых отношений и количество групп товаров возрастет. С точки зрения логистики и транспортных услуг воздушные и морские перевозки нерентабельны, появляется дорогая логистика. Наиболее удобным маршрутом является железная и автомобильная дорога Нахчыван-Карс-Стамбул, проходящая в Дагестан через территорию Азербайджана. Наиболее выгодным и экономически выгодным способом связать Россию с Турцией является Зангезурский коридор, соединяющий Азербайджан и Нахчыван. Армянская часть этого коридора фактически монополизирована Москвой, и железные дороги официально принадлежат ей. Поэтому в ближайшее время России необходимо построить Зангезурский коридор для удовлетворения динамичного спроса и транспортных потребностей турецких отношений.
Еще один момент . После создания Южно-Зангезурского коридора Кремль вместе с Ираном, своим ближайшим стратегическим союзником, также снизит рентабельность международного маршрута Север-Юг, основного транспортного маршрута. Потому что отныне Иран будет предпочитать коридор Восток-Запад. Таким образом, привлекая Иран к своему глобальному транспортному узлу, Азербайджан также уменьшит доминирование России над коридорами в регионе. В результате Россия в очередной раз усилит свою активность на Зангезурском коридоре, вовлекая в эти процессы загнанную в угол для сохранения баланса Армению.
В настоящее время Азербайджан направляет Иран не только на север, но и в направлении Восток-Запад. Важнейшим примером этого являются новые энергетические проекты, которые обеспечат интеграцию Ирана в Запад через Азербайджан. Важным поворотным моментом в этом направлении можно считать подписание трехстороннего соглашения об обмене природным газом между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном в рамках 15-го саммита Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Ашхабаде 27 ноября 2021 года. (Источник)
Соглашение представляет собой новую возможность для совместного сотрудничества трех стран в Каспийском регионе и может рассматриваться как правовая основа для установления нового формата транзита энергоресурсов в регионе. Согласно трехстороннему соглашению, Иран будет получать от 1,5 млрд до 2 млрд кубометров газа в год из Туркменистана и поставлять его из Астары в Азербайджан. Это особенно важно для Закаспия. Тегеран также заинтересован в интеграции своих транспортных линий в существующие нефтегазовые маршруты Азербайджана. Министр нефти Ирана Джавад Овджи заявил, что Иран готов увеличить объемы транспортировки туркменского газа по своей территории. В Иране для этого есть соответствующая инфраструктура. (Источник)
Министр нефти Ирана не исключил подписания новых энергетических соглашений между Ираном и Азербайджаном, членами коалиции ОПЕК+производитель. Это означает, что Иран считает приемлемым транспортировать нефть из Каспийского моря в Европу по трубопроводу Баку-Джейхан. Следует отметить, что первые шаги в этом направлении были предприняты, в ходе визита бывшего президента Ирана Рухани в Азербайджан 28 марта 2018 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики и Министерством нефти Исламской Республики. Ирана. (Источник)
Этот документ предусматривает совместную добычу и транспортировку нефти на месторождениях Алов и Шарк. В то же время он играет ключевую роль в реализации других энергетических проектов в будущем. Таким образом, учитывая новые реалии европейского рынка нефти и газа, Иран предпочитает более тесное сотрудничество с Азербайджаном и стремится транспортировать свои ресурсы по Транскаспийскому маршруту, что единодушно поддерживает Евросоюз. Крупная транспортно-транспортная инфраструктура этого коридора проходит непосредственно через территорию Азербайджана, а Южный газовый коридор действует с 31 декабря 2020 года. Таким образом, благодаря Транскаспийско-Южному газовому коридору могут начаться масштабные потоки нефти и газа в Европу из прикаспийских государств, включая Туркменистан.
Все эти факты и комментарии были реальными показателями. Картина такова: Азербайджан продемонстрировал свою непоколебимую волю к созданию железных дорог Восток-Запад в современных геополитических условиях, так же как 28 лет назад создал энергетический коридор Восток-Запад, проведя огромную энергетическую дипломатию в регионе.