Недавние события в российско-украинских отношениях, особенно признание сепаратистских режимов в Донецке и Луганске в качестве независимых государств и последующая война между Украиной и Россией, вновь вызвали озабоченность по поводу европейской энергетической безопасности. Но как действует Европейский союз, чтобы обеспечить свое энергетическое будущее? Европейская зеленая сделка направлена на поддержку перехода ЕС к чистой энергии путем декарбонизации его энергетической системы. В настоящее время на производство и использование энергии приходится более 75 процентов выбросов парниковых газов в ЕС. Таким образом, быстрый переход на экологически чистую энергию будет сложной задачей, а зависимость Европы от природного газа будет занимать важное место в повестке дня.
Об этом, как передает Faktyoxla Lab., говорится в статье ведущего советника Центра анализа международных отношений (AIR Center) Шахмара Гаджиева в журнале "The National Interest".
По мнению автора, природный газ является важным энергетическим ресурсом для экономического развития Европы, а государства-члены ЕС сильно зависят от иностранных поставщиков энергоносителей, включая Россию и страны Ближнего Востока и Африки. Важно подчеркнуть, что испытывающая энергетический голод Европа в настоящее время зависит в первую очередь от российского природного газа, на долю которого приходилось около 45 процентов импорта газа в Европу в 2021 году, и большая часть этой доли проходит через территорию Украины. Даже во время войны между двумя государствами через Украину по пути в Европу проходило около 109,5 млн кубометров в сутки российского газа (по состоянию на 4 марта 2022 года).
"Естественно, это означает, что эскалация между Западом и Россией может ударить по энергетическому сектору Европы. После санкций США в отношении российской энергетики и решения правительства Германии приостановить строительство газопровода «Северный поток — 2» в ответ на вторжение России в Украину европейские потребители энергии столкнулись с высокими ценами на энергоносители. Цены на природный газ в северо-западной Европе подскочили до рекордного уровня — более 300 евро за мегаватт-час. По оценкам Rystad Energy, война между Украиной и Россией может сократить импорт природного газа в Европу на 155 миллиардов кубометров, что составляет около 30 процентов годового спроса на природный газ в Западной Европе", - пишет автор.
По его мнению, это огромная проблема для Европы, и нынешний кризис поднимает очень важные вопросы о том, как снизить зависимость от российского природного газа в ближайшем будущем. Европейская комиссия ускоряет процесс диверсификации, и, по словам представителей ЕС, около пятидесяти миллиардов кубометров газа в год будет поступать из новых источников сжиженного природного газа (СПГ), десять миллиардов кубометров будут поступать по трубопроводам от других поставщиков, а двадцать миллиардов кубометров будут поступать из новых источников энергии ветра, что снизит спрос на газовые электростанции. В связи с этим Европа начала искать альтернативные и надежные источники природного газа. ЕС уже говорил с энергетическими партнерами, такими как Катар, США, Нигерия, Египет и Азербайджан, об увеличении поставок природного газа, если Москва сократит поставки газа. У этих стран есть потенциал поддержать энергетическую безопасность Европы за счет увеличения поставок природного газа на континент.
Автор отмечает, что Азербайджан зарекомендовал себя как надежный энергетический партнер Европы. Завершена реализация важного межрегионального энергетического проекта «Южный газовый коридор» (ЮГК). На начальном этапе предполагалось, что ЮГК поставит около миллиарда кубометров в Турцию и десять миллиардов кубометров в Европу. Тем не менее, проект также был построен с потенциальной мощностью расширения, которая может быть увеличена до 31 млрд куб. м в Проекте расширения Южно-Кавказского трубопровода и Транс-анатолийском газопроводе и удвоение пропускной способности коридора до 20 млрд куб. м. У Азербайджана есть потенциал для увеличения поставок газа в Европу за счет использования своих запасов газа в Каспийском море, а также доступа к источникам природного газа из Туркменистана и Ирана.
Для обсуждения важных энергетических вопросов Комиссар Еврокомиссии по энергетике Кадри Симсон и комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Оливер Вархельи посетили Азербайджан для участия в восьмой министерской встрече Консультативного совета Южного газового коридора 4 февраля. Пленарная сессия вызвала особый интерес. Азербайджан и ЕС обсудили стратегическое партнерство, увеличение доли азербайджанского газа, идущего в Европу, а также перспективы расширения Южного газового коридора на новые энергетические рынки, в том числе на Западные Балканы и особенно на те, где он может ускорить поэтапный отказ от угля. По словам министра энергетики Азербайджана Парвиза Шахбазова, «в 2021 году, а также в январе текущего года по Южному газовому коридору экспортировано более 18,5 млрд кубометров природного газа потребителям в Грузии, Турции и Европе. За это время только в страны Европы было поставлено около 8,9 млрд кубометров азербайджанского природного газа по долгосрочным контрактам, а также краткосрочным спотовым операциям».
Автор подчеркивает, что стоит отметить, что США входят в число крупнейших поставщиков СПГ на европейский рынок природного газа. В 2021 году Соединенные Штаты стали крупнейшим источником СПГ в Европе, на долю которого пришлось 26 процентов всего СПГ, импортируемого государствами-членами ЕС и Великобританией. Более того, в январе 2022 года США поставили более половины всего импорта СПГ в Европу.
Еще одним важным поставщиком СПГ в Европу является Катар. Катар является одним из крупнейших производителей СПГ и поставляет большую часть топлива, продаваемого в страны Восточной Азии. Энергетический кризис в Европе вновь повысил важность поставок катарского СПГ в Европу. 31 января эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани встретился с президентом США Джо Байденом в Белом доме, чтобы обсудить, среди прочего, взаимные интересы в обеспечении безопасности и процветания в Персидском заливе и на Ближнем Востоке в целом, обеспечении стабильности глобальных поставок энергоносителей, поддержку народа Афганистана и укрепление коммерческого и инвестиционного сотрудничества. Экспорт СПГ из Катара в Европу в январе 2022 года был на 65,1% выше, чем в январе 2021 года. Как упоминалось ранее, Еврокомиссия планирует увеличить долю СПГ на рынке природного газа. Катар может поддерживать энергетическую безопасность ЕС в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Однако ясно, что в одиночку Катар не сможет быстро компенсировать потерю всего российского газа в случае тотального перебоя с природным газом.
С учетом этого источники СПГ для Европы будут играть важную роль в процессе диверсификации энергетики. Планы стран-членов Еврокомиссии по строительству новых терминалов СПГ снизят зависимость от российского природного газа и, следовательно, повысят энергетическую безопасность ЕС в долгосрочной перспективе. Война на Украине вынудила даже Германию, исторически являющуюся энергетическим партнером России, построить терминалы СПГ, чтобы уменьшить зависимость от российского газа. Эти события ясно показывают, что российская агрессия против Украины, наконец, подтолкнула все государства-члены ЕС к мысли об устойчивых и надежных энергопоставках.
"Понятно, что, несмотря на войну на Украине, и Россия, и ЕС стремятся к продолжению энергетического сотрудничества, поскольку их отношениям присуща взаимозависимость. Европа зависит от российских источников энергии, и, в свою очередь, российская экономика сильно зависит от доходов от энергоносителей. Однако, поскольку война стала поворотным пунктом на традиционной энергетической карте Европы, такая ситуация не может продолжаться в будущем. В результате Россия рассматривает Китай как важный энергетический рынок для увеличения продаж энергии в будущем. Результатом долгосрочной стратегии России станет переход от европейских энергетических рынков к азиатским", - подытоживает автор статьи.