«Нынешняя реальность такова, что Россия обеспечивает безопасность армян Карабаха. Без российских войск сейчас в Карабахе не было бы армян». Об этом заявил посол Франции в Армении Джонатан Лакотт в интервью армянской службе «Азатутюн».
Посол добавил, что в то же время, по прошествии 8 месяцев, мы видим, что заявление от 9 ноября не решает всех вопросов. Некоторые положения этого заявления, в том числе освобождение военнопленных, выполнены не полностью: «В целом в заявлении от 9 ноября ничего не говорится о будущем статусе Карабаха. Таким образом, заявление от 9 ноября стало первым шагом. Но сейчас необходимо укреплять мир, прекращение огня и начать политический процесс между Арменией и Азербайджаном под эгидой Минской группы ОБСЕ».
Посол Франции в Армении Джонатан Лакотт известен своими проармянскими заявлениями. Недавно он выразил свою позицию по поводу напряженности в направлении Нахчывана на азербайджано-армянской государственной границе. Не исследуя причин напряженности на границе, Лакот выразил поддержку армянам, поделившись статусом в своем аккаунте в социальной сети: «Ерасх (Араздаян - ред.) не спит, Ереван не спит». С другой стороны, Франция в настоящее время является единственной страной, которая поддерживает Ереван, создавая впечатление, что нагорно-карабахский конфликт не закончен. В этом смысле заявления посла армянской службе Радио Свободная Европа/Радио Свобода политически мотивированы.
Из заявлений посла только фраза «заявление от 9 ноября ничего не говорит о будущем статусе Карабаха» отражает действительность. Действительно, в трехстороннем ноябрьском заявлении, подписанном по итогам Второй карабахской войны, нет ни слова о статусе. Но известны и причины, по которым это слово не было включено в заявление. Потому что Азербайджан освободил большую часть земель, оккупированных Арменией во время Второй Карабахской войны. Потерпев поражение на передовой, Армения была вынуждена подписать трехстороннее заявление и обязалась покинуть еще три района: Агдам, Кельбаджар и Лачин, и выполнила это обязательство.
Во время Второй карабахской войны Азербайджан выполнил требования четырех резолюций Совета Безопасности ООН по Карабаху, подписанных Францией. В этих резолюциях требовалось безоговорочный уход Армении с оккупированных территорий. Азербайджанская сторона также заявила, что вопроса о статусе не будет. Президент Азербайджана Ильхам Алиев обратился к народу в день подписания ноябрьского заявления. Ильхам Алиев напомнил, что когда азербайджанская сторона однажды предложила Нагорному Карабаху автономию: "Когда я предложил им автономию, они не согласились, сказали, что нет, это – “независимое государство”. Они уже много лет живут, как “независимое государство”, и должны получить независимость от Азербайджана". Президент Азербайджана также заявил: "Статус ушел к черту, провалился, разлетелся в пух и прах, нет его и не будет. Пока я являюсь Президентом, не будет".
Недавно президент Азербайджана еще раз затронул этот вопрос. Ильхам Алиев отметил: "То, что Шарль Мишель не употребил слов «статус», «Нагорный Карабах», конечно, было очень мудрым шагом. Это был шаг государственного деятеля. Мы ценим это, а Армения должна сделать вывод. Нет ни статуса, ни Нагорного Карабаха. Нагорно-Карабахская автономная область была создана 7 июля 1923 года как искусственное образование. Просто армяне, представленные в то время в советском правительстве, приняли это незаконное и совершенно необоснованное решение, а Советский Азербайджан, конечно, вынужден был в то время согласиться и смириться с этим. Да никто нас и не спрашивал. Но это была совершенно необоснованно и искусственно созданное образование. Спустя месяц после восстановления независимости – в ноябре 1991 года парламент Азербайджана упразднил Нагорно-Карабахскую автономную область, все это – документы, причем упразднил законно. У него хватало полномочий для этого. Почему после этого использовалось слово «Нагорный Карабах»? Из-за конфликта. И в международных документах, и затем за столом переговоров. Я сам лично неоднократно употреблял слово «Нагорный Карабах» в связи с конфликтом, но не в связи территорией. Должен также сказать, что каждый раз, касаясь того или иного вопроса, связанного с конфликтом, я всегда говорил армяно-азербайджанский нагорно-карабахский. Никогда не употреблял слов «нагорно-карабахский конфликт» без армяно-азербайджанский. У этого есть причина, это не просто так. После окончания войны, урегулирования конфликта, конечно, говорить о Нагорном Карабахе неуместно. Поэтому я сказал, что в Азербайджане нет такой территориальной единицы. Если эти слова кому-то нравятся, то я не возражаю, пусть создадут в своих странах область, именуемую Нагорный Карабах, или же назовут так какой-нибудь район, либо пусть создадут республику, это их дело. То есть, на территории Азербайджана нет административной территории под названием Нагорный Карабах, и тот факт, что Шарль Мишель не употребил этих слов, конечно, следует воспринимать как знак уважения к нашей позиции. Так же и вопрос статуса. 10 ноября по окончании войны я указал место статуса. Он все еще там, там и останется гореть в пламени, вечно. Так что по этому вопросу также не может быть никаких других мнений"
Что касается заявления посла о том, что «заявление от 9 ноября не решает всех вопросов, некоторые положения, в том числе освобождение военнопленных, выполнены не полностью», то азербайджанская сторона вернула всех армянских военнослужащих, захваченных в ходе Второй карабахской войны.
Безосновательно и мнение посла о том, что «без российских войск в Карабахе не было бы сейчас армян». Дело в том, что азербайджанская сторона подчеркнула, что армяне, проживающие в Карабахе как накануне Второй карабахской войны, так и после войны, являются гражданами Азербайджана. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем обращении к народу и в интервью зарубежным СМИ сказал, что армянское население Карабаха будет и дальше жить там, они наши граждане.
Что касается мнения посла о том, что «заявление от 9 ноября не решает всех вопросов», то на самом деле это позиция официально Парижа. Официально Париж просто пытается создать такой имидж. По сути, в документе прописаны все шаги на послевоенный период. Самое главное, что был поднят вопрос об открытии транспортных коридоров, которые могли бы сыграть роль гаранта мира. Кроме того, подписана Московская трехсторонняя декларация от 11 января 2021 года, которая предусматривает реализацию этого пункта. Ссылка на ноябрьское заявление в заявлении от 11 января означает, что это заявление основано на продолжении процесса урегулирования, поэтому этот документ будет играть ключевую роль на следующих этапах.
Азербайджан занял четкую позицию в отношении заявления французского дипломата о том, что «необходимо укрепить мир, прекратить огонь и начать политический процесс между Арменией и Азербайджаном под эгидой Минской группы ОБСЕ». Таким образом, официальный Баку не делал никаких заявлений об исключении Минской группы ОБСЕ из процесса. Он просто подчеркнул, что Минская группа ОБСЕ должна адаптироваться к новым реалиям.
Помощник президента Азербайджанской Республики, заведующий отделом внешней политики Администрации президента Хикмет Гаджиев сказал, что предыдущие рекомендации и принципы Минской группы ОБСЕ по конфликту не работают. Он отметил, что Минская группа может внести свой вклад в миростроительство через различные проекты в будущем.
Аналогичное мнение в феврале этого года высказал замглавы МИД России Андрей Руденко, отвечая на вопрос о перспективах формата Минской группы в окончательном урегулировании нагорно-карабахского конфликта. По его словам, положения этого формата нашли отражение в ноябрьском заявлении. Таким образом, Минская группа ОБСЕ и ее сопредседатели могут принимать активное участие в укреплении мер доверия между армянами и азербайджанцами.
На основании вышеизложенного приходим к выводу, что заявления посла Франции в Армении не соответствуют действительности и служат политическим интересам его страны.